Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Параллелограмм развития памяти (Психология)

Параллелограмм развития памяти, репликация эксперимента Леонтьева

Параллелограмм развития памяти, он же просто параллелограмм развития – это одна из основных концепций мнемонического развития по Леонтьеву.

Эта концепция, основанная на соответствующем эксперименте, получила довольно широкое распространение, поэтому по прошествии времени встал вопрос о подтверждении её жизнеспособности относительного нового поколения, а также дальнейшего продвижения, для чего требовалось повторить исходный эксперимент. До последнего времени воспроизведение этого эксперимента проходило с заметными изменениями, серьёзно нарушающими соответствие результатов оригиналу, так как происходило дополнение условий или же изменение единиц измерения.

Однако, стоит заметить, в первоначальном эксперименте Леонтьева были свои существенные, недочёты, такие как крайне широкая дифференциация по возрасту в пределах одной выделенной им возрастной группы и сохранение последовательности в не опосредованном и опосредованном запоминании.

Учитывая это, было решено доработать условия эксперимента для получения более точных данных.

Во-первых, слова и картинки были изменены для более полного их понимания современными детьми, так как некоторые понятия, употребляемые в эксперименте Леонтьева, вышли из употребления.

Во-вторых, увеличилось количество экспериментальных групп. Если у Леонтьева возрастные рамки для каждой группы был довольно широкими и местами перекрывали друг друга, то в воспроизведении эксперимента было представлено большее количество узких возрастных групп.

В-третьих, был изменён сам экспериментальный план – фиксированную последовательность не опосредованного и опосредованного запоминания сменило их случайное чередование, кроме того, список используемых в эксперименте слов перестал быть фиксированным.

В-четвёртых, инструкции, выдаваемые Леонтьевым, к сожалению, не сохранились, однако необходимость различия их для разных возрастных групп очевидна.

В-пятых, было изменено представление данных. Вместо трёх довольно широких групп без чёткого возрастного разделения (дошкольники-школьники-студенты) было решено использовать для получения наглядного результата три более точно сгруппированные по возрасту группы (младшие дошкольники-подростки-взрослые).

И, наконец, было изменена формула среднего отклонения. Та формула, которой пользовался Леонтьев не выглядит правдоподобной, поэтому было решено использовать стандартную формулу.

В качестве испытуемых принимали участие две группы дошкольников, четыре группы школьников и одна студенческая группа со средним возрастом в 20-23 года.

В качестве материала было использовано три списка слов, по 15 слов в каждом, тридцать чёрно-белых карточек с картинками и столько же – с буквами.

До допуска к основному тестированию проводилось пробное, с уменьшенным количеством слов. Если испытуемый проходил его и выражал стремление продолжать эксперимент, он входил в основную серию.

После завершения эксперимента подсчитывались ошибки испытуемого, а в случае с опосредованным запоминанием записывались объяснения испытуемого о причинах выбора картинки (или буквы) для вспоминания конкретного слова.

Результаты исследования вполне соответствовали концепции параллелограмма развития, хоть и не повторяли его полностью. В среднем можно сказать, что запоминание несущественно повысилось для всех возрастных групп. Было замечено, что, как и говорилось ранее, картинко-опосредованное запоминание эффективнее не опосредованного и буквенно-опосредованного для всех возрастных групп, при этом буквенно-опосредованное менее эффективно по сравнению с не опосредованным у групп доподросткового возраста и более эффективно – у всех остальных.

В общем, стоит сказать, что параллелограмм развития памяти Леонтьева подтверждается последующими опытами (серьёзных отклонений нет), однако необходимо ввести уточнение относительно буквенно-опосредованного запоминания, добавив к параллелограмму «хвостик», показывающий изменение эффективности буквенного запоминания относительно не опосредованного.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.