|
Потребность и мотив. Опредмечивание как механизм онтогенетического развития мотивации. Распредмечивание. Импринтинг и обусловливание Иерархическая организация мотивационной сферы человека. Функции мотивов (Психология)Потребность – это состояние организма, испытывающего нужду в чём-либо, чего он не имеет. Это что-то – предмет потребности, необходимый организму элемент внешнего мира. Потребности характеризуются своей предметностью, нахождением вне организма человека. Что же касается отдельной группы потребностей, так называемых функциональных потребностей, таких как потребность в отдыхе или движении, то они истекают из реализации предметных потребностей или вытекают из особенностей внутренней среды человека.
В процессе эволюции потребности приобрели сигнальный характер, стало возможным так называемое «опережающее поведение», то есть стремление добыть предмет потребности до того, как нужда в нём станет критической для организма (примеру, поиск и потребление еды до того, как организм начнёт испытывать сильный голод). Потребность побуждает к поисковому поведению, причём на этом этапе потребность может и не иметь чёткого своего предмета. Рассмотрим эту стадию более подробно. Особо выделить следует выделить потребности, поисковое поведение от которых появляется до первой встречи с её объектом. Так, к примеру, случается в случае с импринтингом у птенцов. Они испытывают потребность в объекте для следования и имеют некоторые критерии для выделения этого объекта из окружающего мира, такие как размер и подвижность, однако чёткого объекта эта потребность не имеет, и объектом для запечатления может стать посторонний объект, к примеру, как в опытах Лоренца, человек. После однократного запечатления объект для следования приобретает конкретность и узнаётся из множества других вне зависимости от признаков других окружающих объектов. Также, процесс опредмечивания можно рассмотреть на примере телёнка и его первого кормления молоком. Первый источник пищи (к примеру, вымя матери) становится для телёнка объектом удовлетворения пищевой потребности, и переучивать его (к примеру, на кормление из бутылочки) бывает достаточно трудно. Более сложным образом происходит опредмечивание через обусловливание, с необходимостью подкрепления статуса предмета потребности за объектом. В этом случае легче происходит распредмечивание, то есть утрата предметом статуса мотива. Развитие потребностей происходит через развитие тех объектов, которыми они опредмечиваются. Этим выражается приспособляемость организма к изменениям в окружающей его среде. Потребности, предметы удовлетворения которых выпадают из доступа организма исчезают, предметы которых привносятся в окружение – возникают. Но стоит помнить, что потребность сама по себе не может вызвать конкретную направленную деятельность. Стимулом к действию служит мысленно представляемый предмет опредмеченной потребности, названный Леонтьевым мотивом деятельности. Именно по мотивам мы можем судит о действительном содержании наших потребностей, поэтому анализировать потребности Леонтьев предложил через анализ мотивов. Основная функция мотивов, это, несомненно, функция побуждения, однако кроме неё мотивы способны также выполнять функцию смыслообразования. Способность мотивов к смыслообразованию приводит нас к принципам упорядочивания множества смыслообразующих (в первую очередь) мотивов в единую систему мотивов. Речь идёт о иерархизации мотивов – то есть о построении особой иерархии мотивов, выделению среди них ведущих и менее значимых мотивов. Обновлено: Опубликовал(а): Alex_KR Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|