Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ рассказа Ю. Олеши «Лиомпа» (Литература XX века)

Рассказ Ю. Олеша «Лиомпа» открывается экспозицией, из которой мы узнаем о том, как протекает жизнь в неизвестном доме. Описывается множество деталей быта: кран, примус, стакан. Создаётся впечатление будто дом живет своей собственной жизнью, на это оказывает то, как описываются вещи. Например, «кран сморкался», «примус умирал», «яйца прыгали», Жизнь на кухне кипит, люди и предметы чем-то заняты, что-то делают, все движется.

Контрастом этой жизни одушевлённой и неодушевленной становится соседняя комната, где умирает больной по фамилии Пономарёв.

Смена пространства ещё в завязке рассказа четко обозначает тему противостояния жизни и смерти.

На это указывает не только сам факт существования умирающего в комнате, но и обстановка, окружающая его. Мир вокруг него исчезает, будто бы умирает вместе с ним. Целые страны, улицы, здания и мелкие вещи не пропали физически, они всё ещё существуют, но уже не в мире смертельно больного Пономарёва. В его жизни всё это уже не имеет значение. Он не выходит из дома, а с течением болезни и из комнаты и потому многие привычные ему предметы стали просто не нужны: «на глазах у него прекратилось значение пальто, дверной задвижки, башмаков».

Все, что теперь ещё имело смысл и играло роль в завершающейся жизни героя это одеяло, лекарства, ложка и странные взгляды знакомых, когда они посещали умирающего.

Картины жизни и смерти композиционно чередуются в рассказе. Сначала «живая» кухня, затем «мертвая» комната Пономарёва, далее мы снова видим изображение жизни.

Мальчик Александр собирает летающую модель самолета. Он производит вычисления, строит чертежи, сорит стружками, пачкается клеем. Обилие действий, производимых этим героем, только подчеркивает торжество темы жизни. Он занят делом, у него есть цель, вокруг него множество предметов, всё не как у Пономарёва, существование которого застыло в ожидании конца.

Важно обратить внимание и на ещё одного персонажа. Автор не дает ему конкретного имени, называет просто «мальчик», «резиновый мальчик», «ребёнок». Может показаться странным, что умирающему Пономареву и Александру с моделью самолета всё же даются имена, в отличие от маленького мальчика. Однако неслучайно персонаж остается безымянным, ведь именно вокруг этого мальчика множество предметов (ещё больше, чем у Александра), названия которых он в силу возраста ещё не знал: «Вещи неслись ему навстречу. Он улыбался им, не зная ни одного имени. Он уходил, и пышный шлейф вещей бился за ним». Герой ещё мал, он любознателен и заинтересован во всём, только знакомится с окружающим его миром, но многого не понимает. Для него пока что загадкой являются не только многие предметы, но и то, что такое смерть и что происходит с Пономарёвым, о чём ясно говорит его восклицание в финале рассказа.

Образы названных персонажей становятся символичными. Все трое символизируют собой время. Маленький мальчик — это будущее, потому как у него всё ещё впереди, он наивен и открыт, для него в этом мире ещё полно неизведанного. Александр — это символ настоящего, он уже как взрослый занят своим делом, старается достичь своей цели, он действует прямо сейчас, для него новые вещи появляются каждую секунду, для умирающего старика они каждую секунду исчезают вместе с его жизнью. Пономарёв, конечно же, символизирует прошлое. Время героя на исходе, он прожил свою жизнь, но теперь просто ждет, существует без какого-либо смысла, как и окружающие его вещи. Не зря рассказ заканчивается именно репликой маленького мальчика. Произошло своего рода обновление цикла: мы понимаем, что Пономарёв умер, затем мальчик восклицает. Будто бы прошлое сменилось будущим. Этим подчеркивается быстротечность жизни, её необратимость.

Нельзя не обратить внимание и на эпизод, который стал основой для названия рассказа. Умирающий Пономарёв бредит и слышит, как где-то копошится крыса. Ему в голову приходит навязчивая мысль о том, что этой крысе обязательно нужно дать имя. В то же время он осознает, что как только он придумает имя — его жизнь оборвется. Дети по мере взросления узнают о новых вещах, дают им имена, так они растут, развиваются, то есть приближаются к концу. Пономарёв же за свою жизнь познал и назвал множество вещей, и в какой-то момент неназванная крыса стала его последним шагом в его жизни.

Также важно указать на роль цвета в рассказе. Если внимательно разбирать цветовые детали в тексте, то можно прийти к выводу, что все оттенки можно разделить на две группы: те, которые подчеркивают тему жизни, и те, которые указывают на тему смерти. «Жизненный» цвет скорее жёлтый. Это и золотистые корки на пальцах мальчика, и подсолнухи, и желтый свет, падающий на тротуар. Цветами смерти становятся оттенки синего, черного и голубого. Например, синий огонь угасающего примуса, сначала голубой гроб, а затем черный. Эти детали лишь в очередной раз обозначают тему противостояния жизни и смерти. Подчёркивают мысль о том, что наше существование быстротечно, потому нужно ценить каждый его миг.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.