Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ рассказа Юрия Олеши «Лиомпа» (Литература XX века)

Рассказ Юрия Карловича Олеши не имеет членения на главы. Мы знаем, что время повествование – весна, вечер. Автор начинает рассказ с того, что некий мальчик Александр строгает планки на кухне. Примечательно, что от более крупного плана Юрий Олеша выводит нас к более мелкому. Так, например, после введения персонажа Александра, нам показываются детали его внешнего образа, а именно порезы на пальцах, покрывающиеся «золотистыми корочками».

Далее происходит перемещение в пространстве — мы оказываемся во дворе: растёт трава у порога, блестит вода. Затем снова перед нами кухня. Автор акцентирует наше внимание на мельчайших деталях: на кухне жарят картошку, зажигают примус, который устремляет своё пламя до потолка, а затем умирает «коротким синим огоньком», в кипятке варят яйца.

Мы видим абсолютную и бурлящую жизнь. На кухне она есть у примуса, который постоянно проходит через этап возрождения и медленного угасания; у прыгающих в кипятке яиц; у воды, внезапно вылетающей капельками из крана; у тихо сморкающегося крана; у говорящих труб, у сияющего на подоконнике стакана.

Однако эта жизнь, с одной стороны, кажется динамичной, с другой, является полностью статичной, потому что всё происходящее повторяется (об этом свидетельствуют употреблённые автором глаголы несовершенного вида).

Нарушает весь существующий порядок следующее введённое лицо — тяжело больной Пономарёв. Его комната находится по соседству с кухней. Он часто пребывает в бреду, осматривает вещи, находящиеся в комнате — то единственное, что доступно его взору. К Пономарёву приходит осознание — мир вещей настолько разнообразен, но он теперь не в его власти. Болезнь забирает предметы, образы. Сначала исчезают глобальные вещи, которые не сильно пугают героя. Например, страны (Америка), возможность обрести семью, статья богатым, а позже — те предметы, которые постоянно находились рядом (комната, дверная задвижка, башмаки: всё исчезало из поля зрения).

Насколько различными представляются нам эти два пространственных плана. На кухне и за её пределами демонстрируется картина кипящей жизни, а в маленькой комнате по соседству эта жизнь медленно угасает. Однако есть и сходства. Во втором случае мы вроде бы мы видим статичную картину, однако на самом деле она не лишена динамики, ведь предметный мир, который находится в поле зрения героя, также меняется, только в сторону уменьшения. Таким образом, оба пространства можно назвать в некоторой степени и динамичными, и статичными.

Юрий Олеша в своём рассказе утверждает, что человек может просто исчезнуть в один миг, однако жизнь не остановится. Она — непрерывный цикл, в котором всё сменяет друг друга бесконечно.

В доказательство тому, что всё в жизни циклично, автор снова переносит нас из маленькой комнатки больного на кухню, в которой мальчик Александр создаёт что-то новое (летающую модель). К нему подходит другой маленький мальчик в синих трусах — оба они является символами цикличности жизненного процесса. Ребята чувствуют эту жизнь, могут управлять вещами, наблюдать различные процессы, создавать что-то, познавать новое. Всего этого лишён Пономарёв.

Через коридор, некоторое переходное пространство, автор снова переносит нас в комнату больного. Маленький мальчик входит сюда, рассматривает здесь каждую деталь: летающий паук, трещины на штукатурке, пыль под плинтусом. Автор конкретизирует обстановку комнаты, которую видит ребёнок, чтобы показать, насколько обширен наш кругозор в начале жизненного пути. И как он сужается, когда человек приближается к старости или мучится от смертельной болезни (т. е. в моменты приближения смерти). Но сужается оно лишь в нашем восприятии и точке видения. Но самом деле всё также продолжает существовать, просто для человека это будет недосягаемо.

Приближался рассвет. Последнее, что видит Пономарёв — модель, созданная Александром. Она улетит, а наш герой больше никогда не проследит за её движением.

Таким образом, любой эпизод в рассказе — неслучаен. Каждая бытовая деталь демонстрирует кипящую в данный момент жизнь. Автор будто бы приближается к предмету вплотную, наклоняется над ним и рассматривает. Юрий Олеша постоянно смешивает пространственные планы, чтобы показать существенную разницу между жизнью (кипящую на кухне и за её пределами) и смертью (которая обитает в маленькой комнате Пономарёва).

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.