|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XX века
Анализ рассказа Юрия Олеши «Лиомпа» (Литература XX века)Рассказ Юрия Карловича Олеши не имеет членения на главы. Мы знаем, что время повествование – весна, вечер. Автор начинает рассказ с того, что некий мальчик Александр строгает планки на кухне. Примечательно, что от более крупного плана Юрий Олеша выводит нас к более мелкому. Так, например, после введения персонажа Александра, нам показываются детали его внешнего образа, а именно порезы на пальцах, покрывающиеся «золотистыми корочками». Далее происходит перемещение в пространстве — мы оказываемся во дворе: растёт трава у порога, блестит вода. Затем снова перед нами кухня. Автор акцентирует наше внимание на мельчайших деталях: на кухне жарят картошку, зажигают примус, который устремляет своё пламя до потолка, а затем умирает «коротким синим огоньком», в кипятке варят яйца. Мы видим абсолютную и бурлящую жизнь. На кухне она есть у примуса, который постоянно проходит через этап возрождения и медленного угасания; у прыгающих в кипятке яиц; у воды, внезапно вылетающей капельками из крана; у тихо сморкающегося крана; у говорящих труб, у сияющего на подоконнике стакана. Однако эта жизнь, с одной стороны, кажется динамичной, с другой, является полностью статичной, потому что всё происходящее повторяется (об этом свидетельствуют употреблённые автором глаголы несовершенного вида). Нарушает весь существующий порядок следующее введённое лицо — тяжело больной Пономарёв. Его комната находится по соседству с кухней. Он часто пребывает в бреду, осматривает вещи, находящиеся в комнате — то единственное, что доступно его взору. К Пономарёву приходит осознание — мир вещей настолько разнообразен, но он теперь не в его власти. Болезнь забирает предметы, образы. Сначала исчезают глобальные вещи, которые не сильно пугают героя. Например, страны (Америка), возможность обрести семью, статья богатым, а позже — те предметы, которые постоянно находились рядом (комната, дверная задвижка, башмаки: всё исчезало из поля зрения). Насколько различными представляются нам эти два пространственных плана. На кухне и за её пределами демонстрируется картина кипящей жизни, а в маленькой комнате по соседству эта жизнь медленно угасает. Однако есть и сходства. Во втором случае мы вроде бы мы видим статичную картину, однако на самом деле она не лишена динамики, ведь предметный мир, который находится в поле зрения героя, также меняется, только в сторону уменьшения. Таким образом, оба пространства можно назвать в некоторой степени и динамичными, и статичными. Юрий Олеша в своём рассказе утверждает, что человек может просто исчезнуть в один миг, однако жизнь не остановится. Она — непрерывный цикл, в котором всё сменяет друг друга бесконечно. В доказательство тому, что всё в жизни циклично, автор снова переносит нас из маленькой комнатки больного на кухню, в которой мальчик Александр создаёт что-то новое (летающую модель). К нему подходит другой маленький мальчик в синих трусах — оба они является символами цикличности жизненного процесса. Ребята чувствуют эту жизнь, могут управлять вещами, наблюдать различные процессы, создавать что-то, познавать новое. Всего этого лишён Пономарёв. Через коридор, некоторое переходное пространство, автор снова переносит нас в комнату больного. Маленький мальчик входит сюда, рассматривает здесь каждую деталь: летающий паук, трещины на штукатурке, пыль под плинтусом. Автор конкретизирует обстановку комнаты, которую видит ребёнок, чтобы показать, насколько обширен наш кругозор в начале жизненного пути. И как он сужается, когда человек приближается к старости или мучится от смертельной болезни (т. е. в моменты приближения смерти). Но сужается оно лишь в нашем восприятии и точке видения. Но самом деле всё также продолжает существовать, просто для человека это будет недосягаемо. Приближался рассвет. Последнее, что видит Пономарёв — модель, созданная Александром. Она улетит, а наш герой больше никогда не проследит за её движением. Таким образом, любой эпизод в рассказе — неслучаен. Каждая бытовая деталь демонстрирует кипящую в данный момент жизнь. Автор будто бы приближается к предмету вплотную, наклоняется над ним и рассматривает. Юрий Олеша постоянно смешивает пространственные планы, чтобы показать существенную разницу между жизнью (кипящую на кухне и за её пределами) и смертью (которая обитает в маленькой комнате Пономарёва). Обновлено: Опубликовал(а): Алина Калмыкова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|