Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ рассказа А. Приставкина «Фотографии» (Литература XX века)

Автобиографический рассказ Анатолия Приставкина «Фотографии» был написан в 1993 году и посвящён отклику Великой Отечественной войны в жизни семьи фронтовика. На фоне жестоких внешних условий в произведении поднимается тема памяти и семейных ценностей, о которых человеческое общество склонно периодически забывать, и именно на них концентрирует внимание читателя автор. В подтексте рассказа он призывает людей ценить то, что они любят, ведь никогда нельзя предугадать следующий жизненный поворот — нажитых годами счастья и достатка можно лишиться в один миг, и это слишком высокая цена для того, чтобы пренебрегать ими.

По прочтении произведения остаётся приятное и вместе с тем немного грустное впечатление, в последних словах главного героя чувствуется трагизм, несправедливость судьбы, выпавшей на его долю.

«Фотографии» — рассказ о детях, брате и сестре, которые в период войны лишились самых близких им людей, и сумели при этом не упасть духом, сохранив в себе внутренний оптимизм и умение дорожить тем, что у них есть. Произведение названо так неслучайно: именно фотографии, где они с семьёй в прежние времена были все вместе, помогают им пережить обрушившееся на них одиночество. Снимки — это своеобразный символ прошлого, память, которая позволяет им выжить в окружающей их суровой обстановке. «Теряя» их, рассказчик как бы старается жить сегодняшним днём, возвращается к реальности, где нет места сентиментализму и жизнь требует действия.

Композиция произведения концентрическая: один и тот же эпизод с рассматриванием фотографий в ходе повествования повторяется четырежды, и с каждым разом вкладываемый в него смысл приобретает новые оттенки, подводя к главной мысли рассказа: нужно хранить память, ничего и ничто не должно быть забыто, а особенно то, что касается наших родных и близких. Разглядывать фотографии — почтенная традиция для рассказчика и его сестры. Снимки напоминают им о том, что они не одиноки, что где-то их ждут близкие люди, которых они горячо любят и которые любят их, и это позволяет им хоть в какой-то степени чувствовать себя счастливыми среди негостеприимных условий детского дома: в здании «холодная спальня», окна забиты подушками, которые в морозные дни покрываются «пышным инеем», мёрзнут кончики пальцев. К слову, стиль письма автора не отличается особой описательностью, всё сказано чётко и «по делу», поэтому и деталей, позволяющих полноценно судить об общей картине, известно не так уж и много.

В первом эпизоде, когда главный герой с сестрёнкой разглядывают фотографии, у ребят ещё живы их родственники и снимки в конвертике лежат в полном составе. По словам рассказчика, они показывал их девочке, «чтобы она не забывала родных», и в этом заключается мудрость и внутренняя зрелость мальчика — он понимал ценность памяти и важность духовного единства их семьи. Автор делает всё, чтобы его сестрёнка помнила о ней, знала, что у неё есть родители, и что семья вообще существует, однако в силу обстоятельств им приходится быть одним. И девочка действительно проникалась запечатленными на фотографиях событиями из жизни родных, это передаётся с помощью её повторов слов брата: «Болеет...», «Бьёт...», (с помощью многоточий передаётся задумчивость и «вовлечённость в процесс» сестрёнки) «Людочка и я!». Под впечатлением она даже хлопала в ладоши, и, быть может, снимки на какое-то время помогали ей забыть об их с братом беде.

Во второй раз рассказчик проявил настоящее мужество и смекалку. Узнав о смерти матери, он не стал говорить об этом сестрёнке прямо — это могло морально травмировать её, а воспользовался более близким для детей её возраста методом: «Мама? Где же мама? Наверное, затерялась...». Так его «пропажи» снимков стали неотделимы от потери близких людей. Здесь же чувствуется трепет мальчика по отношению к сестре, он искренне переживает за то, как она отнесётся к этому, заботится о ней, подавляя собственную боль: «И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. Но рядом была моя сестрёнка...». Его заботливость передаётся и через слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («сестрёнка», «конвертик», «Людочка», «ладошки»), что придаёт повествованию оттенок лёгкости и непринуждённости.

К следующему просмотру фотографий мальчику приходит телеграмма, оповещающая о смерти отца. В рассказе не сообщается о чувствах героев прямо, однако они скрываются в действии, за общими фразами вроде: «что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестрёнке». Это позволяет читателю самому примерить на себя испытываемые героем ощущения от такого ужасного известия, заставляет его внимательнее взглянуть на собственную жизнь: может, всё не так уж и плохо и он намного счастливее, чем считает себя на самом деле? Однако и здесь мальчик смог перебороть внутреннюю бурю чувств и, полный мужества и отваги, пришёл к сестрёнке, но уже без фотографий отца. Пожалуй, поступить таким образом было правильным и рациональным решением, поскольку девочка на тот момент была ещё совсем ребёнком (что заметно и по её вопросам: «Затерялся, да?», «Насовсем затерялся?» — она ещё искренне не понимает значение этих «потерь»), её испугала и расстроила простая потеря фотографии (эпитет «чистые испуганные глаза»), а от смерти папы и подавно могла остаться глубокая рана.

В последнем эпизоде с рассматриванием фотографий затерялась тётя. На протяжении всего повествования образ тёти развивается, «эволюционирует» в речи рассказчика: «неплохая» — «очень хорошая» — «удивительная, замечательная» (развёрнутая градация). Так раскрывается одна из важнейших целей человеческого существования — умение ценить то, что имеешь. Чем меньше становится благополучие человека, тем больше он начинает присматриваться к обыденным вещам в его поиске. Рассказчик умалчивает о судьбе тёти: непонятно, отказалась ли она принять их с сестрой, или, как родители, умерла — впрочем, на тот момент для героев её не существовало бы в любом из данных случаев — этот человек был для них последней надеждой, которая, к сожалению, не оправдалась. Однако и теперь мальчик не потерял самообладания и с достоинством принял действительность так, как она есть: «Вот Людочка. А вот я. <…> Ведь нас очень много, правда?». У ребят нет никого, кроме друг друга — и от этого растёт величина значения, которое занимает каждый из них в жизни другого.

Таким образом, на примере истории оставшихся полными сиротами детей рассказ учит мужеству, оптимизму, бережному отношению к близким, сохранению памяти о них, коих зачастую так не хватает современному обществу. Жизнь единственна и неповторима, и всем, что мы пережили, нужно кровно дорожить, ведь это — составляющие её уникальную картину части.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.