|
Архитектурные образы в поэзии О. Э. Мандельштама (ЕГЭ по литературе)Творческим методом Осипа Эмильевича Мандельштама является акмеизм — направление в литературе, одной из основных черт которого является конкретность и материальность образа, что ярко изображено в его стихотворениях. Так, в стихотворении «Notre Dame» поэт описывает готическую «твердыню» собора Нотр-Дам, сравнивая её с мышцами Адама («Как некогда Адам, распластывая нервы, // Играет мышцами крестовый легкий свод.») — изображая не только библейские мотивы, но опираясь на принципы акмеизма – точность представленного образа. Величественное архитектурное сооружение «грузное» и «дерзкое», поэт подчеркивает его тяжесть яркими эпитетами и сравнениями («Египетская мощь…»), однако, с помощью антитезы он противопоставляет внешнюю массивность собора и совершенно обратную внутреннюю составляющую («…христианства робость…»). Также, лирический герой Осипа Мандельштама в образе каменного груза, из которого создали величественный Нотр-Дам, представляет и свое творчество («…из тяжести недоброй // И я когда-нибудь прекрасное создам.»), что ярче подчеркивает сочетающиеся в соборе тяжесть и легкость, которые изображает поэт. В стихотворении «Айя-София» поэт так же обращается к архитектурному образу собора, восхищаясь тем, как он сооружен («Ведь купол твой, по слову очевидца, // Как на цепи, подвешен к небесам.»), проделанной строителем работой, используя архитектурные термины он показывает, что смотрит дальше, чем только на внешний облик («Расположил апсиды и экседры…»), а яркие эпитеты — «прекрасные» архангелы, «света торжество» — подчёркивают восторг поэта. Мандельштам видит в прошлом силу — называя собор «мудрым», он одновременно смотрит в его будущее («И мудрое сферическое зданье // Народы и века переживёт…»), соединяя в его изображении два состояния. Также, в стихотворении «На площадь выбежав, свободен…» Осип Мандельштам, изображая «храм Господень» представляет его не просто архитектурным сооружением, а сравнивает с маленьким пауком, выделяя его изящество («И распластался храм Господень, // Как легкий крестовик-паук.») — определённо представленный образ так же является чертой акмеизма, к которому обращается поэт. Многообразность храма передается с помощью лирического героя, который не раз посещает его, однако всё равно чувствует себя «иностранцем» («Ты каждый раз, как иностранец, // Сквозь рощу портиков идешь.»). Несмотря на то, что храм — величественное сооружение, поэт называет его маленьким («И храма маленькое тело…»), что тоже является чертой акмеизма — каменный храм он представляет совсем не грузным и огромным. Таким образом, архитектурные образы в поэзии Осипа Эмильевича Мандельштама являются его предметом восхищения — созданные соборы и храмы он сравнивает с творчеством — слово такое же тяжелое для него, как камень, однако из которого можно создать лёгкое и прекрасное. Обновлено: Опубликовал(а): Marlan Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|