Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Метафизика Аристотеля (ЕГЭ обществознание)

Критика Платона. Платон был учеником Сократа и развивал его идеи. Аристотель был учеником Платона и развивал идеи Платона. Вместе с тем, Аристотель безжалостно критиковал теорию идей своего учителя и провозгласил свою теорию форм. Главная проблема, по мнению Аристотеля, это проблема разделения двух миров. Платон поместил сущности вещей (идеи) в умопостигаемом мире и таким образом отделил их от вещей, сущностями которых они якобы являются. Объясняя отношение идей к вещам, Платон не предлагает строгого философского объяснения, а прибегает к метафорам "причастность" и "подражание". Например, стол является столом, потому что он «причастен» идее стола. Аристотель, развивая учение Платона, преодолевает разрыв между миром идей и миром вещей.

Сущность вещи находится в самой конкретной вещи. Познание должно быть обращено на чувственно воспринимаемые вещи. Подлинно реальный мир – это не потусторонний мир, а мир природы, в котором мы живем и который нам дан в чувственном опыте. Учение о сущности Согласно Аристотелю, сущность, или субстанция, отвечает на вопрос, что есть данная конкретная вещь. Сущность вещи - это то в ней, что устойчиво, независимо от обстоятельств, то, что делает вещь тем, что она есть, носитель всех ее свойств. Вещь может находиться в разных состояниях, в разных отношениях с другими вещами, иметь разные свойства в разное время, но сущность ее от этого не меняется. Когда мы даем определение вещи, мы раскрываем ее сущность. Аристотель стремится определять сущность вещей через их род и видовое отличие, то есть через общее и особенное. Например, этот конкретный человек относится к виду человек, а родом для этого вида является живое существо. Конкретная вещь (индивид) существует реально, но предметом науки является общее, а не единичное. В таком случае сущность – это скорее вид. Но существует ли общее реально?

Платон в этом не сомневался – общее в виде идей существует реально и самостоятельно в особом мире. Но ведь Аристотель отверг учение Платона о мире идей. Аристотелю не удалось согласовать между собой эти две трактовки сущности. В средние века из этой двойственности аристотелевского учения возникло два направления в онтологии: номинализм и реализм. Учение о четырех причинах. Аристотель считал, что существует четыре причины, которые обусловливают существование вещи: 1) материальная причина – это та материя, из которой может быть сформирована вещь; 2) формальная причина - это сущность или форма вещи; 3) действующая причина, это то, что приводит вещь в движение. 4) целевая причина - цель, ради достижения которой создается вещь. Например, материей для кувшина является глина, а формой - идея кувшина. Необходим также гончар, активное деятельное начало и цель, для чего создается вещь. Материя есть возможность (потенция). Для того, чтобы из возможности возникло что-то действительное, материю должна ограничить форма, которая и превращает нечто лишь потенциальное в актуально сущее. Телеология Аристотеля Телеологией (от греческого слова Telos - конец, цель) называется представление, что все в мире движется к конечной цели, к совершенству. Любая вещь представляет собой некую форму материи, которая движется, изменяется, как правило, целенаправленно: т.е. движение или изменение направлено на достижение, некоторого конечного результата, который один и тот же для всех представителей данного вида. Аристотель приводит следующие примеры: из желудей вырастают дубы, и ничто иное. Дети становятся взрослыми. Камни летят вниз, пока не достигнут состояния покоя на поверхности земли. Можно возразить: Желудь может быть съеден белкой, ребенок может погибнуть, не став взрослым и т.д. Следовательно, не все природные процессы целесообразны. Аристотель отвечает: все это случаи неестественного взаимодействия вещей с другими. Бог как неподвижный перводвигатель Каждая вещь стремится к достижению конечной цели.

Таким образом, исключительно из стремления к совершенству, весь мир находится в бесконечном движении, изменении и преобразовании.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.