|
Вы здесь: Критика24.ру › Психология
Ф. Бэкон «Великое восстановление наук. Новый Органон» (I – L). Философия (Психология)1. Какие два рода людей губительно влияют на науку и философию? Те, кто говорил о природе, как об исследованном предмете, и те, кто утверждал, что решительно ничего нельзя познать. 2. В чем коренной недостаток научной деятельности древних греков? Они основывались в своём познании на остроте мысли, на подвижности и постоянной активности ума, и не обращались к правилам (не исходили из восприятий чувств). Т.е. они придерживались рационального подхода к познанию, игнорируя эмпирический. 3. Каково, по Бэкону, должно быть отношение разума и чувств, применительно к научной деятельности? Сначала рассматривается чувство в его собственных пределах, а затем на основе восприятия чувства прокладывается достоверный путь разуму. 4. Какой тип ученого Бэкон считает идеальным? Тот, который изобретает науку. Который не довольствуется тем, что уже открыто, не пользуется имеющимся, а пытается проникнуть глубже в понимание природы. При этом побеждая противника не спором (схваткой разумов, красноречия и обмен понятиями), но работой – выполняя роль указывающего путь. 5. Какова цель профессиональной деятельности лучших ученых "сынов"? Знать твёрдо и очевидно. Проложить путь к недрам природы, а не оставаться на уровне её атриумов (большого и открытого пространства, доступного для понимания большинству). 6. Бэкон признавал критическую недостаточность предыдущего и нынешнего наследия, выраженного, главным образом, в книгах. В чем эта недостаточность? Человек истолковывает природу через призму постигнутого делом или размышлением (порождение ума и руки), но не свыше этого. Уже известные вещи (открытые по причине случая и опыта, а не наукам как сочетания способов открытия и указания новых дел) многочисленно комбинируются, но не выводятся в новое открытие. 7. В чем коренной недостаток логики как науки? Каков должен быть путь исследователя, желающего обновить знания и совершенствовать науку? Логика служит укреплению и сохранению заблуждений, имеющих своё основание в общепринятых понятиях, чем отысканию истины. По сути это подчинение мнений, а не предметов – тонкость природы остаётся непознаваемой логикой. Чтобы обновить знания, нужно научиться отвлекать от вещей как понятия, так и аксиомы (т.е. рассматривать вещи вне понятийно-категориального аппарата), а также применять индукцию. 8. Каковы два пути познания, выделяемые Бэконом? В чем один из них оптимальнее другого? «Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путём пользуются ныне. Другой же путь: выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный.» Второй путь не просто устанавливает некие общности, абстрактные и бесполезные, а поднимается к тому, что действительно более сообразно природе. 9. Каковы общие дефиниции, используемые Бэконом для характеристики идолов как таковых? Идолы человеческого ума – это пустые мнения, лишённые истинных признаков и подлинных черт созданий природы. 10. Как бы вы определили идола (в общем значении, предлагаемом Бэконом)? Идол – это аксиома, установленная рассуждением и не постигшая неподвластную для рационального познания тонкость природы. Иначе говоря, заблуждение, которым довольствуется большинство людей в силу её соответствия их скудному и простому опыту. 11. В чем различие между предвосхищением природы и ее истолкованием? Различие в способе (пути) познания природы. Предвосхищение природы – познание, применяемое в изучении природы. Истолкование природы – познание, извлекаемое непосредственно из вещей. 12. Чем, главным образом, опасны идолы сознания? Люди могут согласиться в своём «безумстве» (которое схоже по образу и форме) и никогда не смогут достичь истинного знания вещей, не смогут полностью обновить своё знание, отказаться от старых начал, понятий и формах доказательств. 13. Какие виды идолов выделяет Бэкон? 4 вида идолов: идолы рода, идолы пещеры, идолы площади и идолы театра. 14. Что такое «идолы рода»? Они находят основание в самой природе человека, в племени, в роде людей. Все восприятия и чувства людей покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира. И получается, что у человека отражает вещи в искривлённом, обезображенном виде. Полагаю, что Бэкон имеет в виду пагубное влияние социального опыта (бытия), которое воздействует на сознание человека, н его способ понимания природы. К тому же человек склонен к субъективизации своего опыта – приписывания природе человеческих качеств. 15. Что такое «идолы пещеры»? Каковы причин появления этого вида идолов? Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Пещера – это личный опыт человека, который искажает общую картину мира. Причины: особые прирождённые свойства каждого, воспитание и беседы с другими, чтение книг и авторитеты, разница в впечатлениях (от разницы качеств самих душ, воспринимающих опыт). Поэтому люди ищут знаний в малых мирах (условно под призмой своей пещеры), а не в большом или общем мире. 16. Что такое «идолы площади»? Происходят в силу взаимной связанности и сообщества людей, порождающие их общение и сотоварищество. Люди объединяются речью. В свою очередь плохое установление слов осаждает разум. Определения и разъяснения не помогают разуму, а смешивают всё и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям. Т.е. это всевозможные предрассудки, присущие большому количеству людей. 17. Что такое «идолы театра»? Происходят из догматов философии и превратных законов доказательств. Философские системы (а также многочисленные начала и аксиомы наук) по сути своей – комедии, представляющие вымышленные и искусственные миры. Это заблуждение в перенятой системе взглядов какого-либо авторитета. 18. Сформулируйте, что такое индукция? На основе знания сути вещей обретение общих сведений о природе и вещах, посредством наблюдений и соответствующих, целесообразно поставленных опытов. 19. Какие пути деятельности ученых называл Ф. Бэкон? Стремление к познанию того, что дальше познаваемых вещей, - например, познание вечности, предела и конца мира. И попытка раскрытия причин, которые имеют своим источником природу человека, а не природу Вселенной. Т.е. два пути: поиск причины для всеобщего и отсутствие поиска причин низших и подчинённых. Обновлено: Опубликовал(а): Анна RM Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|