Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Положительные и отрицательные стороны государственного устройства в романе «Мы» (Замятин Е)

Государство в романе Е. И. Замятина «Мы» является точно таким же центральным персонажем, как и Д-503. Не смотря на всю свою ограниченность и скупость, властная структура сумела воссоздать вокруг себя устойчивую и стабильную систему. Так, читатель может увидеть, что Единое Государство живет в одном определенном темпе с одинаковыми временными промежутками для каждого. Есть нормирования для всего — розовые талоны, 50 жевательных движений на один укус, лишь два свободных часа в сутках для себя… Такое государство, действующее как один слаженный механизм, несёт в себе одновременно очень много противоречивых черт.

Так, к примеру, можно сказать, что Единое Государство исполняет основную функцию любого государство — оно защищает своих граждан.

С одной стороны, мы не совсем знаем об истории того мира, который описывает нам Замятин. Писатель лишь вскользь упоминает Двухсотлетнюю войну, окончательно разделившее человечество на две ветви развития. Какой-то крупный конфликт, оставшийся за кадром повествования, заставил людей построить вокруг себя стены, чтобы защитится. В целом, все граждане живут в безопасности, жесткая рука диктатора, обёрнутая в бархатную перчатку, защищает интересы каждого. Но с другой стороны, политика буквально оставляет людей «голыми», поселяя всех в одинаковые стеклянные ячейки. Человечество лишается всяких понятий о личном пространстве, но с другой стороны, это демонстрирует абсолютное марксисткое равенство людей, где все живут на виду друг у друга. Это, в совокупности создает очень неоднозначную ситуацию. Мы видим, что государство специально устраняет все возможные неравенства и сохраняет безопасность людей, но с другой стороны, это приводит к смерти абсолютной индивидуальности — люди носят одну и ту же одежду, едят одинаковую нефтяную пищу, слушают одни и те же лекции.

Культура Единого Государства также однородная и пресная. Наверное, это единственная сфера жизни человека, где так много отрицательных пунктов. Искусство используется для обожествления государства и его решений. Темы, которые могу застрагивать поэты, ограничены. Такое общество не способно создать что-то новое. Но с другой стороны, Д-503 может спокойно навещать Древней Дом, у него в квартире множество книг, а так же он прекрасно знает, кто такой Пушкин и даже узнаёт его в скульптуре. Таким образом, можно сказать, что государство не ограничивает потребление информации, но при этом очень жестко контролирует то, что может быть создано на основе прошлых поколений. Ещё одним камнем на шее культуры стала незаинтересованность людей в философских мыслях. Так, к примеру, Д и О проводят вечер за решением задачек по математике. Люди сами так сильно пропитаны идеологией Единого государства, что сосредоточены лишь на том, что несёт в себе практичность. Такое отношения к жизни может быть вызвано лишь после очень долгого давления со стороны правительства, ведь человек, как было в случае самого Д-503, сам подсознательно тянется к чему-то высокому. Поэтому, роль государства в духовной сфере носит негативный оттенок, полностью уничтожая его.

Интересна и политическая система Единого Государства. Во главе стоит один конкретный человек — он так же равный среди других, обычный пожилой мужчина из народа. Он не обладает чем-то сверхъестественным, и вокруг нет привычного культа личности. Единение с людьми и делает его лишь частью государства, а потому вокруг него и складывается столь дружелюбная, хотя и могущественная атмосфера. Но с другой стороны, привычные механизмы демократии тут не действуют. Но они не осуществимы не из-за давления власти, а потому что всем жителям Единого Государства привычно жить в уже созданных для них условиях. В государстве существует прямая античная демократия, когда все открыто выражают свою мнения на общем собрании, но читатель не видит, чтобы кто-то из присутствующих пошёл наперекор системе. Исключение составляет лишь революционерка I-330, но вся её сущность и призывает к борьбе с системой. Люди привыкли к власти, а поэтому любых, кто идёт против неё, они воспринимают враждебно.

Таким образом, в своё произведение Замятин представил читателям утопичную победу разума. Единое государство прославляет идеи рационализма и равенства, которые имеют много положительных идей. Но возведение в абсолют может превратить даже самую верную и нужную идеологию во что-то пугающее и чужеродное.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.