|
Женские образы и их роль в романе «Мы» (Замятин Е)В жанре антиутопии женские образы, как правило, носят несколько инфернальные, демонические черты. В большинстве произведений данного жанра, как ранних, так и более поздних, именно героиня делает первый шаг к сближению с партнером. В целом мужские персонажи в романе «Мы» в большей степени рационалистичны, им свойственен менее стойкий характер, они склонны к рефлексии и колебаниям. Иррациональная же природа женщины уже сама по себе становится основным антиподом Единого Государства, поэтому именно I-330 и O-90, обладающие сильными характерами, противостоят ему, в отличие от рефлексирующих мужских нумеров, несмотря на то, что героини являются полными противоположностями друг другу как психологически, так и внешне. I-330 представляет собой традиционный для антиутопии образ героини-бунтарки. Любовь и страсть, которые она вызывает у Д-503, — такие же болезненно острые, как и её внешность. Она являет собой отражение всего запретного, и это проявляется в деталях её образа жизни: она неоднократно сменяет юнифу на платья «древнего образца», употребляет алкоголь, пользуется косметикой и, что важнее прочего, любит. Её фантазии в одежде — это своеобразный вызов, подтверждающий ее осознание себя как личности. Смена I-330 одежды становится знаковой, она предсказывает развивающееся впоследствии идеологическое противостояние Единому Государству. Также стоит отметить, что переодевания I-330 при каждом появлении напоминают смену костюма актрисы во время представления. Это указывает на один из лейтмотивов, сопровождающих героиню, — искусство. Самая первая встреча героини и Д-503 происходит на прогулке, когда он вспоминает пеструю картину из музея, I-330 демонстрирует музыку древних на лекции, а первые слова её — о древнем мифическом Боге. Таким образом, она является также и носительницей культурно-исторических ценностей, следовательно, стойкость её характера поддерживается памятью — свойством, которого лишены другие нумера. В имени I-330 латинская I отражает элегантность и стойкость героини, а также подчеркивает её резкость. Если же учитывать, что в романе Замятин использует как русские, так и английские литеры, можно сказать о значении «I» в переводе с английского — «я». В таком случае имя героини подчеркивает её полную противоположность тоталитарному государству, стирающему понятие личности. О-90 — неожиданный для антиутопии женский персонаж, образ «одной из», ничем не выдающегося человека. Её внешность соответствует её имени — героиню сопровождает лейтмотив «округлости». В портрете О-90 важную роль играет такая деталь, как детская пухлая складочка на руке, она подчеркивает наивность и естественность этого персонажа. Именно с этой героиней в антиутопию входит мотив детства. Также с ней в романе появляется несвойственный для антиутопии мотив семейного счастья. Семья — один из главных врагов тоталитарной власти, которая признает объединение людей только вокруг государства. Однако О-90 не является мятежницей и разрушительницей, напротив, её основным мотивом становится созидание, что крайне необычно для жанра антиутопии, указывающего на недостатки, но не предлагающего способов борьбы с ними. Для О-90 отлучение от материнства в силу её параметров — трагедия. Во время же ожидания ею ребенка, которого она так долго просила в Д-503, её образ приобретает особую гармонию, законченность. О-90 единственная уходит за Зелёную Стену, и именно на нее и её ребёнка возлагается надежда на спасение будущего человечества — в этом смысле у романа открытый финал. В образе О-90 соединяются символистическое и реалистическое начала. Символика вновь отсылает к христианским мотивам — это образ Матери и Младенца. Ю — образ женщины как жертвы тоталитарного режима. Её образ практически бесцветен, лейтмотивом является лишь коричневый цвет её щек, напоминающих жабры. Она результат перекраивания личности под нужды правительства. Ю — наставница молодого поколения, а значит, должна быть наиболее благонадежным из всех элементов машины Единого Государства, коим и является. Но, боясь потерять расположение Д-503, она не доносит на I-330, таким образом предавая Благодетеля. Следует учесть, что пожилая женщина не сомневается в ответном чувстве героя, ведь она воплощенная государственность, а каждый нумер обязан любить Государство. Её образ играет в романе важную роль — он доказывает, что преобразованная в направлении, заданном Единым Государством, женщина неизбежно перестает существовать. Несмотря на строгость соблюдения жанровых особенностей антиутопии, роман «Мы» имеет и свои отличительные черты. На месте одной героини, призванной «смутить» героя-приспособленца и заставить его сомневаться в устройстве общества, появляются сразу три женских персонажа, чьи образы взаимосвязаны и представляют основной конфликт антиутопии — между личностью и социальной средой. Три разнотипных женских персонажа помогают полнее раскрыть картину мира Единого Государства. Обновлено: Опубликовал(а): Chameleonette Shadows Внимание! Спасибо за внимание.
|
|