|
Общество будущего и настоящее в романе «Мы» (Замятин Е)Ставший известным на родине лишь в 90-е годы, роман Евгения Замятина на самом деле был создан через пару лет после революции 1918 года, поэтому именно смена политического режима и типа правления в государстве послужили для автора вдохновением и глубокой темой для рассуждений. Свои мысли о будущем людей в условиях тоталитаризма писатель изложил в необычной форме: роман-антиутопия состоит из 40 дневниковых заметок выдуманного автором героя Д-503, инженера-строителя «Интеграла». Действия происходят в 32 веке в Едином Государстве. Читатели того времени во многих деталях узнали бы черты жизни в Советском союзе и других социалистических государствах, существовавших в разное время в мире. Так, во главе Единого государства стоит Благодетель, в который раз избираемый народом на выборах. Мы узнаем, что «выборы имеют значение скорее символическое», а второе имя правителя — «бессменный». В целом, данный сюжет напоминает несменяемый характер власти в СССР, где на протяжении почти семидесяти лет во главе государства стояла одна-единственная политическая партия, а руководители складывали свои полномочия лишь со смертью. Народ Единого государства питает страх перед Благодетелем: это описывается в 36 записи, когда Д-503 попадает на личную встречу с главой и, подняв глаза на него, удивляется, увидев перед собой самого обычного человека с внешностью даже несколько карикатурной. Подобное почитание было и в Советском союзе: в школьных кабинетах обязательно висел портрет партийного лидера, новорожденных детей называли производными от инициалов руководителей именами (Владлен, Ивис, Пофистал), а на похороны И. В. Сталина пришло столько скорбящих, что образовалась давка. Зеленая стена, защищавшая «Интеграл» от внешнего мира, также нашла своё отражение в истории социалистических государств. Её реально существовавшими аналогами можно считать и Берлинскую стену, и так называемый «Железный занавес» — информационно-политический барьер, изолировавший СССР от капиталистических стран. Как и следует из идеологии коммунизма, жители Единого государства ставят общественные интересы превыше личных и не признают индивидуальность: все они живут в одинаковых квартирах с прозрачными стенами, носят одежду единого покроя, гуляют колоннами и соблюдают одинаковый распорядок дня. Собственность тоже общая: чтобы взять право на шторы, Д-503 идёт к дежурному. Замятин показывает, как чрезмерный контроль за людьми способен привести к их моральному разложению: жители выдуманного государства боятся доверять друг другу, потому что опасаются репрессий, они готовы в любой момент выдать ближнего, а мужчины привыкли иметь «женские номера» в собственности. Фактически людям становится не по себе от любой иррациональности. Лишаясь таких чувств, как дружба, любовь, ревность, фантазия, они лишаются и личности. Это заложено и в названии романа об обществе, в котором нет «я», но есть пустое и невнятное «мы». Безусловно, Замятин писал свой роман, основываясь на том, что происходило в стране на его глазах. Свое «общество будущего» он получил путем чрезмерного преувеличения каждой черты «общества настоящего». Любому понятно, что и стены в домах не могут быть прозрачными, и правитель не способен править в 48 раз, однако именно эти аллегории производят необходимое впечатление. Хотя во время создания романа писателем руководило лишь желание рассмотреть присущие тоталитаризму негативные тенденции, которые на тот момент только зарождались в стране, с переводом произведения на русский язык в 30-е годы на Замятина обрушился шквал критики соотечественников. Несмотря на долгую цензуру и непризнание на родине, в Советском союзе, многие вещи Замятину удалось предугадать, а картина мира будущего, на мой взгляд, получилась удивительно живой. Обновлено: Опубликовал(а): Анна Костина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|