|
Позиция автора в финале пьесы Островского «Гроза» (ЕГЭ по литературе)Как авторская позиция проявляется в финале драмы А.Н. Островского «Гроза»? Пьеса А.Н. Островского «Гроза» была создана в 1858 году. В основе конфликта – столкновение «темного царства» и жертв этого царства. «Темное царство» - самодуры и угнетатели, в руках которых сосредоточена власть, влияющая на жителей Калинова. Живущие по законам Домостроя, они деспотичны и жестоки по отношению к окружающим. Порядки Домостроя давно устарели, поэтому жители Калинова приспосабливаются, лицемерят, чтобы хотя бы внешне соответствовать этим порядкам. Одна Катерина объяв- вляет протест против деспотизма старого мира и становится жертвой этого бунта. Проявляя чувство любви к мужу, но не находя в нем отклика, она полюбила другого человека. Страдая от угрызений совести и не желая лгать, Катерина признается в своем поступке в церкви, всенародно. После этого жизнь ее становиться невыносимой. Именно в финальной сцене особо четко прослеживается позиция автора. В начале 5 действия дается ремарка: “Декорация первого действия. Сумерки”. Сумерки - это тот мир, в котором живут жертвы «темного царства». Кажется, что пройдет гроза, и все обновится, освежится. Однако этого не происходит. Воспитанная на добре, взаимопонимании, Катерина Кабанова стремится к красоте, к свободе человеческих отношений: “Отчего люди не летают? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.?” Воздушный, самобытный образ Кати делается еще более трагичным по отношению к нравам Калинова: «Здесь все как будто из – под неволи.» ![]() Перед Катериной теперь только два пути – неволя и могила. Она выбирает второе. Тихон, пораженный смертью Катерины, идя наперекор всем домостроевским традициям, восклицает: “Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…” К сожалению, протест Катерины, ее гибель оказались напрасными. Жалкий протест Тихона будет подавлен, так как Кабаниха заявляет, что разберется с ним дома. Возлюбленный Катерины Борис выглядит жалким, зависимым от дяди, не способным ни на какой протест. Уж он-то точно не выйдет из сумерек жизни города Калинова. Таким образом, Островский подводит нас к мысли, что исход драмы был закономерностью. Ведь только так героиня могла вырваться из канонов Домостроя. Из реки ее тело достает Кулигин, единственный близкий ей по духу человек, произнося: “Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!”. Так автор подводит нас к мысли, что протест Катерины важен как знак нежелания мириться с тем миром, где ущемляют права личности, где общество самодуров навязывает и мнения, и поступки. Хотя в финале пьесы внешне все остается по-старому, Островский показывает наметившиеся в обществе перемены: отход от принципов отцов города. Обновлено: Опубликовал(а): Лилия Горшенина Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|