|
Как авторская позиция отражается на финале драмы А. Н. Островского «Гроза»? (ЕГЭ по литературе)А. Н. Островский считается одним из основоположников национального театра, поскольку именно в его пьесах выразились новаторские черты, впоследствии ставшие традиционными. Ориентация на народного зрителя, режиссерская работа, равенство ролей делают его пьесы особенными. Драма «Гроза» — одна из известнейших во всем мире, отражает широкий спектр остросоциальных проблем. Основная идея произведения проходит через весь текст, но особо ярко выражается в финале пьесы. Система образов в произведении делится на две части: «тёмное царство» и их жертвы. Именно на противоборстве этих сил строится основной конфликт пьесы: конфликт общества и цельной личности, нравственности и жестокости. Представителями «тёмного царства» являются Марфа Игнатьевна и Дикой. Они «домашних едят поедом да семью тиранят», требуют жить по Домострою. Постоянное повиновение старшим, строгая иерархия в семье делают жизнь других героев невыносимой. В противовес им в драме действует Катерина — одна из жертв старшего поколения, свободолюбивая девушка, обладающая богатым внутренним миром и нравственными ориентирами. Она преступает через моральные нормы, встречаясь с Борисом, к которому испытывает настоящие чувства, «за спиной» у нелюбимого мужа. Из-за своего поступка и давления общества героиня чувствует муки совести, считает себя виновной перед Богом. Кабаниха и Дикой оказали пагубное влияние на судьбы почти всех героев. Варвара, которая была искренним ребёнком, стала олицетворять основной принцип выживания в подобном обществе — ложь. «И я не обманщицей была, да выучилась, когда нужно стало», — под постоянным контролем своей матери девушке пришлось сойти с нравственного пути. Тихон, сын Марфы Кабановой, тоже пострадал от деятельности тиранов: воспитывавшийся в строгости матери и приученный к её главенству, он несамостоятелен и внутренне слаб. Его поведение с женой регулируется матерью, что видно из реплики героя про то, что он побил Катерину, потому что «маменька приказала», а сам герой пытается найти спасение в злоупотреблении алкоголем. На Катерину Кабаниха оказывала самое большое давление, поскольку чувствовала в ней порывы, не укладывающиеся в привычный строй их жизни, не поддающиеся контролю. Жизнь девушки была словно неполной, ненастоящей, превращенной в кошмар. В финале пьесы конфликт находит свое разрешение, но каким путем? Варвара не выдерживает жизни под покровительством «темного царства» и сбегает вместе с возлюбленным. Катерина, не способная жить в нелюбви, но и не имеющая возможности следовать своим чувствам, кончает жизнь самоубийством. Её смерть — закономерная участь «луча солнца», подавленного «тёмным царством. Тихон, видя мертвое тело своей супруги, решается на единственный в жизни бунт, обвиняя мать в смерти Катерины. Так выражается авторское видение безвыходности ситуации, когда в обществе царит самодурство и властвуют деньги, а истинные чувства и нравственные категории обесцениваются. Таким образом, в финале драмы мы видим единственный возможный путь разрешения изображённого конфликта. А. Н. Островский считает, что подобное «тёмное царство» губительно для цельной, глубокой личности, честный и добрый человек не может выжить в таких условиях, как и не может быть в пространстве «тьмы» истинной любви и счастливой семейной жизни. Обновлено: Опубликовал(а): Анна Дуюнова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|