|
Константы эстетического сознания Бунина и их воплощения в прозе писателя. Часть 1. Природа, жизнь и смерть (Бунин И. А.)На протяжении всего своего творческого пути эстетическое сознание Бунина развивалось и углублялось. Сейчас все его творчество можно разделить на несколько тем, в каждой из которых писатель доказывает основу, константу своего мировоззрения. Самым значимым элементом в творениях Бунина и на ранних и на более поздних этапах была природа. Это вполне объяснимо, так как даже в прозе Бунин остается лириком. Он способен описывать природу бесконечно. Часто он ставит в противовес природе урбанизированный город: Так можно заметить, что в городе ненастье более скучное, и серое, в то время как на лоне природы гроза раскрывается во всей своей красоте, разрушительной и дисгармоничной, но настоящей и по своему прекрасной. Бунин всегда ставит природу на первый план. Его идея – космоцентризм, в которой человек - лишь очень малая часть Вселенной. И Бунин укоряет людей, которые посчитали себя центром этой Вселенной: Но по прихоти судьбы он совершенно внезапно умирает и оказывается на самом "дне" мира, в трюме в ящике из под бутылок. До него нет дела не только Вселенной, но даже тому обществу, в центре которого он только недавно находился. Кстати, в том же рассказе Бунин дает очень многозначительную метафору всего человечества: Это корабль «Атлантида», созданный человеческой цивилизацией, чье название прям-таки намекает на неизбежное затопление. На самом его верху расслабляются богатые аристократы, внизу трудятся рабочие, приводя весь этот механизм цивилизации в движение, а вокруг - бескрайний океан и бездонная глубина бытия. И за всем этим внимательно следит Дьявол. При таком взгляде место человека в мире становится действительно незначительным. Но он не видит этого. Человеку нет дела до вселенной, до её непознаваемости и потому она его не страшит. Человек просто не может в своем сознании охватить безграничность Вселенной. Так же он не может представить себе свою смерть. А по Бунину, без понимания смерти нет и понимания жизни: «Да, и это очень страшно. А мы, в сущности, ничего не боимся. Мы даже смерти не боимся по-настоящему: ни жизни, ни тайн, ни бездн, нас окружающих, ни смерти — ни своей собственной, ни чужой! <…> мы, при всей своей деловитости и жадности, как лед холодны и к жизни, и к смерти.» Истоки Бунинского понимания жизни и смерти лежат в его поездке на Ближний Восток в 1907-1910. Там он приобщился к культуре буддизма, что отразилось на его работах того периода. В рассказе «Братья» он приводит вот такую легенду: – Это метафорическая иллюстрация того, как в погоне за собственными желаниями можно заплыть слишком далеко в океан бытия и потом не выплыть. Один из главных героев рассказа – рикша под номером семь тоже гонялся за своими желаниями всю жизнь: В понимании буддистов рикша принимает смерть как один из способов выхода из колеса Сансары, а значит смерть для него является спасением. Конечно, Бунин не буддист, и для него смерть это конец жизни, та причина, по которой жизнь имеет смысл, о чем и заявляет англичанин. И потому только осознание близости конца жизни может её наполнить смыслом. Обновлено: Опубликовал(а): Владислав Гончаренко Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|