Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Души мёртвые, души живые» по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)

Н. В. Гоголь — величайший русский писатель, который создал одно из наиболее важных произведений русской литературы, поэму «Мёртвые души». Белинский назвал её, «творением, выхваченным из тайника народной жизни», тогда как Герцен точно подметил то, как восприняло Гоголя российское общество: «Мёртвые души потрясли всю Россию».

«Вся Русь явится в нём», — говорил Гоголь о своём будущем произведение. Показав читателю страшную, жестокую, полную феодальных пережитков современную реальность, автор сумел изобразить всю степень нравственного оскудения и пошлости России. «Мёртвые души» — это не просто товар, приобретаемый Чичиковым, а сами помещики и чиновники. Уже в самом названии поэмы Гоголь ёмко характеризует мир жадных стяжателей, крепостников и царских сановников: ещё живые физически, они уже мертвы душой.

Желание наставить человека на истинный путь, «обогатить» его нравственно — вот патриотическая цель автора, замысел его поэмы. «...Нельзя устремить общество или даже всё поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости...», — именно эти слова Гоголь скажет уже после публикации первого тома «Мертвых душ».

Разве может жить мёртвый человек, мёртвая душа? Именно об этом Гоголь размышляет на страницах своего произведения, приходя к выводу, что да, может. Галерея помещиков, людей духовной ничтожности и внутренней пустоты, яркое тому подтверждение. Так, автор располагает главы с их описанием в определенном порядке, сам замечает то, что «один за другим следуют у него герои, один пошлее другого». Гоголь ведёт читателя от праздного мечтателя Манилова к «дубинноголовой» Коробочке, от «исторического человека» Ноздрева к похожему на медведя Собакевичу и завершает скупцом Плюшкиным. И верно замечание автора, что каждый следующий более бездуховен и уродлив внутри. Если предложение Чичикова купить Мёртвые души ещё как-то удивляет Манилова, «скопидомку» Коробочку, заставляет посмеяться Ноздрева, то «человек-кулак» Собакевич сразу начинает торговаться заламывает цену по «сто рублей за штуку», а «прореха на человечестве» Плюшкин и вовсе испытывает изумление и радость от такой выгодной сделки. Жажда наживы, бесцельное накопительство, непомерное использование труда крестьян и привели к тому, что помещики потеряли свой человеческий облик, превратились в «мёртвые души».

Но миру помещиков противопоставлены «живые души» умерших крестьян, лирический образ народа. Автор с особым восхищением говорит трудолюбии, выносливости крепостных людей, который покупает Чичиков. Богатырь Пробка Степан, каретник Михеев, печник Милушкин, сапожник Максим Телятников, Еремей Сорокоплехин, Абакум Фыров – дюжие молодцы, наделённые сказочными богатырскими чертами, способные послужить на благо Отечества. Уже в лирических отступлениях Гоголь создаёт образ живой народной души, восторгаясь удалью, умом, бойкостью слова простых людей. Автор в то же время рисует совсем других крестьян: глупых, бесправных. Так, Дядя Митяй и Дядя Миняй, Прошка и Мавра испытали на себе всю трагичность помещичьего засилья. Именно размышления Чичикова о купленных им крестьянах несут в себе ту авторскую мысль, которая раскрывает всю живую душу народа, противопоставленную страшному миру помещичьей России.

Важное замечание сделал ряд исследователей творчества Гоголя, которые считают, что «Мёртвые души» несут в себе мифическую притчу о зарытых в землю талантах. С этим нельзя не согласиться. Я уже заметил, что под гнётом крепостного права народ превращался в запуганных, бесправных и праздных людей (крестьяне Манилова, отпрашиваясь на заработки в городе, уходили пить). Талантливые работники, мастера на всех руки, крестьяне рано рано или поздно испытывали на себе эту страшную участь рабского труда, беднея душою, теряя свой талант. Но на страницах поэмы талант имеет не только народ, но и главный герой произведения — Чичиков. Павел Иванович — знаток человеческих характеров, он способен найти подход к любому человеку, расположить его к себе. Поэтому так ловко он и сумел купить у помещиков вещь невообразимую — мёртвую душу. Но в 11 главе мы узнаем о истории Чичикова, его жизненном пути полном разных невзгод и трудностей. Герой, который имеет благороднейшую мечту, создание семьи, стремиться достичь её далеко не лучшими способами (хитрость, обман, казнокрадство). Не всякая цель оправдывает средства: на пути к ней в первую очередь надо остаться человеком, о чём и говорит автор. Каких бы высот он мог добиться, если бы в полном объёме воспользовался своим талантом, а не искал «тёмных» и нечестных путей.

«Сквозной» образ дороги как неотъемлемой части жизни человека характерен для поэмы Гоголя. В финальной главе автор приводит интересное философское размышление о «птице-тройке». Русь несётся вперёд, поражая всех свои могучим видом. «Бойкая необгонимая тройка» заставляет другие народы и государство давать ей дорогу. Лишь полный силы и живой русский народ, у которой всё пестро, ярко одушевленно, способен противостоять бесправному засилью помещиков, тому миру «мёртвых душ» разрушающему и отравляющему духовную красоту Руси. Уверенность в силе, жизнеспособности и таланте всего народа, любовь к Родине — вот вещи, которые дают Гоголю надежду на светлое и великое будущее Отечества.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.