|
Души «мёртвые» и «живые» в поэме «Мёртвые души» (Гоголь Н. В.)Есть темы в русской и зарубежной литературе, которые всегда будут актуальны. Они проходят сквозь века и лишь немного видоизменяются или меняют своё значение. То они отодвигаются на второй план, то становятся глобальной проблемой, которая требует разъяснения и глубоко анализа. Например, в зарубежной литературе это тема гедонизма, которая была впервые поднята Оскаром Уайльдом в романе «Портрет Дориана Грея». Книга принесла автору ошеломляющий успех, но, как показало нам время, она не решила проблему полностью. Несмотря на это, тема гедонизма была замечена. В русской литературе, на мой взгляд, одним из основополагающих произведений является поэма «Мёртвые души» Николая Васильевича Гоголя. Основная тема — человеческие пороки. Писатель от лица главного героя, Павла Ивановича Чичикова, знакомит нас русскими помещиками. Во время повествования раскрываются черты их личности, и обнажается внутренний мир. Все пороки, все кляксы на чистом листе души отражаются в книжном зеркале. С другой стороны, Николай Васильевич Гоголь не в первый раз поднимает тему человеческих грехов и недостатков. И тут появляется вопрос: «Почему же именно поэма «Мёртвые души» глубже всех забралась в сердца читателей?» Действительно, комедия «Ревизор» затрагивает похожие идеи и проблемы, но она не стала главной визитной карточкой писателя. Читая книги разных авторов, времён и народов, я заметила, что основная тема произведения сокрыта под толстым слоем других вопросов, и чтобы добраться до неё, нужно собрать и проанализировать все мысли и слова писателя. Это не должно быть пустое пролистывание страниц. По правде говоря, не все доходят до реальной сути произведения. Быть может, это и не правда. Это лишь моё мнение, с которым кто-то согласится, а кто-то посчитает его абсурдным. И в поэме «Мёртвые души» есть скрытая тема. Однако она у всех на виду, написана на обложке. Помимо темы пороков, которую затрагивали многие писатели (тот же Оскар Уайльд), Николай Васильевич Гоголь раскрывает не менее важную проблему, проблему души. Казалось бы, всё просто. Помещики продают мёртвые души. Так называли неживых крестьян в России 20-ого века. Но как я уже говорила, не все идеи автора сразу бросаются в глаза. Николай Васильевич Гоголь не только рассказывает нам о бедных крепостных, которые даже после смерти остались товаром, но и о самих помещиках. Можно ли их души считать живыми? Несмотря на то, каждый помещик имеет личный портрет со своими недостатками, у них есть что-то общее. Что объединяет их и с другими чиновниками? Бедность внутреннего мира или вовсе его отсутствие. Никто из персонажей поэмы не испытывает искренних чувств и ярких эмоций. Это серые личности. Они ничем не отличаются от других. Чиновники и помещики уделяют внимание только денежным ценностям, думают лишь о наживе. На первое место вышли проблемы потребления и личной выгоды, а любовь и красота души отодвинулись на второй план. Что уж говорить о внимании к природе и к другим людям. Николай Васильевич Гоголь знакомит нас с помещиками в определённом порядке: от менее плохого — к худшему; от тех, чью душу ещё можно спасти, до безвозвратно её потерявших. Сквозь цепочку встреч Чичикова и помещиков можно наблюдать гибель внутреннего мира человека. Но рядом с «мёртвыми» душами помещиков и чиновников встают образы простых людей. Крестьяне отражают духовную жизнь страны. Однако Николай Васильевич не идеализирует народ. Есть и те, кто любит выпить, кто ленится. Но, несмотря на свой тяжёлый труд и гнёт помещиков, крестьяне смогли сохранить человечность и красоту души. Именно умершие и беглые крестьяне являются светлыми образами жизни. Я думаю, что человеческая душа не умирает, она просто переходит в другой мир. Н. В. Гоголь использует слово «мёртвые» в переносном смысле. Я бы сказала, что помещики и чиновники имеют бедный внутренний мир. Их души не носят никакой ценности. После смерти они забываются и теряются среди таких же заблудших и потерявших себя людей. А «живые» души обретают гармонию, которой им иногда не хватало на земле. Обновлено: Опубликовал(а): Фокина Мария Внимание! Спасибо за внимание.
|
|