|
Особенности романтизма как творческого метода и художественной системы (на примере поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри») (Литература XVII—XVIII веков)Романтизм как литературное направление возник в Европе в конце XVIII века. Он возник благодаря философской концепции «Tabula rasa», что в переводе обозначает «чистый лист». Согласно этому учению, человек рождается чистый, как белый лист бумаги. Основные черты романтизма можно описать в трёх парадигмах: читатель видит происходящее глазами главного героя, чувствует его переживания; главный герой находится в необычных обстоятельствах, и сам является сильной, яркой личностью; основная задача автора – передать романтический бунт героя, поэтому окружающий мир и факты часто отходят на задний план. Произведение Лермонтова «Мцыри» относится к романтизму. По сюжету, русские военные, проходя через горы Кавказа, оставили маленького мальчика Мцыри в старом монастыре. Мальчика по всей строгости и традициям воспитывали монахи, желающие, чтобы он остался в монастыре до конца жизни. Но о жизни Мцыри рассказывается очень мало – и это черта романтического произведения: окутать героя тайной. Но Мцыри тосковал и мечтал о свободе. Решившись, он сбежал в дикий лес, но счастье его было недолгим: всего три дня Мцыри наслаждался жизнью. Три дня спустя его жизнь заканчивается после схватки с барсом; монахи находят его умирающим и возвращают в монастырь. Перед смертью Мцыри рассказывает им свою историю и говорит, что ни о чём не жалеет. Таким образом, повествование сосредоточено на одном, важнейшем эпизоде из жизни Мцыри, и в виде лирической исповеди героя. Таким образом, мы действительно видим всё через призму восприятия героя. Главный конфликт «Мцыри» – столкновение личности и общества, тот самый «бунт», характерный для романтических произведений. Мцыри одинок и разочарован, проклят одиночеством. Монастырь для него – тюрьма; что жизнь в плену, пусть даже безмятежная и сытая, хуже жизни на воле: «Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог». Мцыри раскрывается как романтический герой-бунтарь, не понятый окружающим миром. И мир, согласно канонам романтизма, находится на втором плане, воспринимается как декорации: даже заблудившись в лесу и потеряв всякую надежду, герой не хочет принимать людской помощи : «Но, верь мне, помощи людской я не желал…». Природа же, напротив, служит для раскрытия образа юноши. Презирая и недолюбливая своё окружение, Мцыри ощущает родство только с природой. Горы для Лермонтова были символом вольности и свободы. К этой свободе как раз и стремится главный герой; и именно горы, наравне с морем, являются одним из самых распространенных пейзажей романтизма. Обновлено: Опубликовал(а): EllieScaffold Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|