|
Особенности литературного процесса 1730-1750 гг. Классицизм как литературное направление: основные положения трактата А. П. Сумарокова «Наставление хотящим быти писателями» с примерами (Литература XVII—XVIII веков)КЛАССИЦИЗМ: 1730-1770 гг. ХVIII века. Роль классицизма как ведущего литературного направления выпадает примерно на период 30-70-х годов 18 века. Период от смерти Петра I в 1725 до 1762, когда воцарилась Екатерина II — это эпоха дворцовых переворотов. Настроения “бунташного” 17 века привели народ к осознанию необходимости новой государственности абсолютизма, основанной на “разумных” началах, требованиях “общего блага” Утверждению классицизма способствовало творчество М. В. Ломоносова и А П. Сумарокова — теоретиков русского классицизма, в произведениях последнего наиболее полно проявился классицизм как единый литературный стиль. В русском языке решались 2 вопроса: создание русского литературного языка и новой художественной формы. «Наставление хотящим быти писателями» Сумарокова было написано в 1774 г., и на него в значительной мере оказал влияние трактат Буало «Поэтическое искусство» (1674), вышедший ровно на сто лет раньше. Буало в свою очередь опирался на Горация, но взял из него не всё. Понимая необходимость преображения русской литературы и языка, он написал две эпистолы — “О русском языке” и “О стихотворстве”. Позже он объединил обе эпистолы в одно произведение и назвал его “Наставление хотящим быти писателями” (1774). Большую часть произведения занимает описание новых жанров в русской литературе: оды, поэмы, трагедии, басни, сатиры, комедии, идиллии. 1. Стремление подражать античности — один из признаков классицизма. В трактате Буало говорилось о том, что должно любить высокое искусство Гомера. В этом вопросе позиция Сумарокова схожа, но задача была несколько иной: русский язык ещё не был разработан в достаточной мере, но автор «Наставления» говорит о необходимости языка как у греков и римлян. 2. Драмы по мысли Сумарокова должны тронуть ум зрителя через действие: слезами ввести в жалость, а смехом показать шалость. Но элементы разных жанров нельзя смешивать. 3. Антогоничность персонажей: должны быть хорошими и плохими. Классицизм требовал точно представлять характер: «пастух не должен быть придворным кавалером». 4. Сумароков в «Наставлении» писал: «комедией писец исправить должен нрав». Важная черта классицизма — назидательность, классицисты считали литературу школой добродетели. Поэтому часто есть РЕЗОНЁР. 5. Классицисты опирались и на «Поэтику» Аристотеля. Буало писал, что искусство — это подражание природе. А природа изящна, следовательно нельзя допускать грубого и низменного. 6. Опираясь на философию Декарта — классицисты считали общественный долг выше личного. «Чистота разума» по Декарту. 7. Существовало правило трёх единств: места, времени (действие не должно быть перегружено, чтобы зритель не отвлекался) и действия. 8. Характерно превалирование поэзии над прозой. (Хотя сам Сумаков чередовал прозу с поэзией. 9. Классицистские жанры делят на “высокие” и “низкие”. “Высокие” — трагедия, ода, эпопея. “Низкие” — басня, комедия, сатира. Обновлено: Опубликовал(а): Anonumno Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|