Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Биография Уильям Голдинг, лауреат Нобелевской премии по литературе

Можно полагать, что при отборе кандидатов на премию 1983 года Шведская академия пользовалась критериями, несколько отличными от тех, что практиковались на предыдущих обсуждениях. Во-первых, нужно было назвать восьмидесятого лауреата, то есть подвести некий промежуточный итог многолетней деятельности и дать ориентацию на будущее. Во-вторых, в октябре 1983 года исполнялось 150 лет со дня рождения Альфреда Нобеля. Это предъявляло ряд ограничительных требований к избраннику. В его идеях и мировосприятии естественно было бы видеть созвучность тому образу мыслей, который владел Нобелем при составлении завещания, а именно — озабоченность судьбами человечества, плодотворный скептицизм. Желательно было также назвать лауреатом представителя европейской культуры, не порывающего с ее глубинными традициями, и, кроме того, человека, приемлемого для обществ с разной идеологией.

Выбор пал на 72-летнего Уильяма Голдинга, уединенно живущего в графстве Уилтшир на юге Англин, недалеко от города Солсбери, где находится знаменитый собор, ставший «прототипом» кафедрального собора Пречистой девы Марии в повести Голдинга «Шпиль».

Уже при жизни Голдинг вошел в число классиков прозы20 в. Книги его были переведены на многие языки мира. За три года до Нобелевской награды он был отмечен премией «Букер» — самой престижной из существующих в Англии литературных премий.

Голдинга нельзя отнести к числу плодовитых авторов — им создано менее десятка романов, к тому же преимущественно небольших, да и по структуре скорее относящихся к жанру повести.

Родился Голдинг в местечке Сейнт-Колем-Майнор, в какой-нибудь паре сотен километров от того места, где впоследствии проживал. Отец преподавал в местной классической гимназии. Уильям окончил Оксфордский университет и в период с 1939 по 1961 год учительствовал в школе, преподавал греческий язык, английский и литературу. Перед самой войной женился. От этого брака было двое детей — сын и дочь. Как и многие его сверстники, Голдинг участвовал во Второй мировой войне, пройдя службу (1940—1945) офицером на подлодке, участвовал в боях.

Его творческим дебютом стал сборник поэзии, вышедший, когда автору было 23 года. Читатели и критики встретили книжку равнодушно, а сам Голдинг впоследствии именовал свои начальные опыты «бледными худосочными творениями». Тогда же он написал несколько романов, рукописи которых регулярно возвращались редакциями. Впрочем, и принесший 43-летнему Голдингу всемирную известность роман (повесть) «Повелитель мух» поначалу был забракован двумя десятками издательств. Его пропустили в печать лишь под маркой сочинения в жанре научной фантастики.

Сейчас, когда детально изучена философская подоплека сочинений Голдинга, когда прояснилось его первоочередное внимание к общим проблемам личности — таким, как человек и история, человек и нравственность, человек и его индивидуальность, свобода и несвобода человека, — когда прослежены его предшественники, в числе которых оказались Кафка, Джойс и Камю, когда установлена преемственность творчества Голдинга в рамках английской литературной традиции, начиная со Свифта, когда его имя стало сопрягаться с именами других современных авторов притч — швейцарца Макса Фриша, японца Кобо Аба, американца Джона Апдайка, француза Веркора, австралийца Патрика Уайта и других, — так вот, сейчас соотнесение «Повелителя мух» с жанром фантастики смотрится по меньшей мере странно. Да и колоссальный интерес к повести, проявившийся сразу после ее появления, свидетельствовал, что читатели восприняли ее вполне серьезно.

Пародия на роман Баллантайна "Коралловый остров" переросла в полемику с ним, и в итоге родилось абсолютно самостоятельное в художественном плане сочинение со своей оригинальной проблематикой, хотя Голдинг и дал главным персонажам своей повести имена героев Баллантайна — Ральф и Джек — и поместил их в ту же исходную ситуацию. Но мальчики Голдинга, в отличие от созданных воображением Баллантайна, вырождаются в племя, стоящее на крайне низкой ступени развития. Полученное дома воспитание оказывается недостаточным, чтобы удержать их от скатывания к дикости, поскольку образование, то есть развитие разумного, рационального начала, не было подкреплено духовным воспитанием подростков. Их расчеловечивание доходит до такой степени, когда оказывается парализованным инстинкт самосохранения, и новоявленные дикари забывают даже о поддержании огня в костре, дающем единственную надежду на то, что их заметят с моря и спасут. На опытном пространстве притчи варварство уверенно одерживает победу над цивилизацией.

Второе его сочинение — повесть «Наследники» (1955) тоже родилось из спора с некоторыми упрощенными представлениями о происходящих в мире процессах и тоже эту задачу переросло. В «Наследниках» Голдинг вступил в полемику стой концепцией прогресса, рассматривающей историю человечества как линейное восхождение от низшего к высшему. В основу притчи положена история гибели общины неандертальцев от рук «наследников» — группы людей каменного века, достигшей более высокого уровня материальной и духовной культуры, чем у неандертальцев. Но и в жестокости «наследники» далеко превзошли своих предков.

Мораль, вытекающая из наглядного урока ранней человеческой истории, какой автор демонстрирует читателю, сродни этическим назиданиям других его притч: человеку следует знать себя и, не строя иллюзий на свой счет, научиться собой управлять, усмирять в себе «зверя».

Далее последовали еще две повести-притчи на современные сюжеты: «Воришка Мартин» (1956) о человеке, спасшемся с затопленной подлодки, современном Робинзоне, и «Свободное падение» (1961). В них Голдинг поднимал и каждый раз на новом уровне решал одну и туже проблему — о зле в человеке и об его ответственности за зло.

В 1961—1962 годах Голдинг совершает поездку по США с лекцией «Притча», поясняющей проблемы, поставленные в «Повелителе мух». Это было связано с тем, что роман включили в программы занятий студентов американских университетов.

Потом появился «Шпиль» (1964) — самая, как отмечают критики, метафоричная и щедрая на аллегории повесть Голдинга, рассказывающая о настоятеле католического собора отце Джослине, задумавшем возвести грандиозный шпиль на своем храме, и тех, кто осуществил эту задумку вопреки возможностям человека и, казалось бы, даже физическим законам. Время действия «Шпиля» — средневековье, и писателю удалось мастерски изобразить существо эпохи в ее свете и тенях.

За «Шпилем» последовала «Пирамида» (1967) — реалистическое повествование о нравах и характере провинциальной Англии. Оно построено на современном материале. После этого Голдинг замолчал на 12 лет. Лишь в 1979 году вышел его очередной роман «Зримый мрак» — книга, про которую критики говорят, что она вобрала философскую проблематику и художественные принципы сто предшествующих сочинений. Говорят о мрачности этой прозы, о том, что она представляет собой жесточайшую нравственную критику великой бездуховности современности.

Во всех своих произведениях Уильям Голдинг с безжалостной интенсивностью анализирует противоречивую человеческую натуру. Люди способны и к злу, и к добру. Автор стремится нащупать ответы на вопросы, поставленные перед больным сознанием человечества опытом современности.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.