|
Онегин и Печорин как представители своего времени (Сравнительный анализ)«Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» – «визитные карточки» двух классиков русской литературы, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Два произведения весьма схожи между собой; в них перекликаются даже фамилии главных героев: оба названы по аналогии с реками. Я считаю, что «Герой нашего времени» мог бы быть продолжением «Евгения Онегина»: если Пушкин ставил перед собой задачу изобразить историю становления своего героя, то Лермонтов хотел показать героя с уже окончательно сформированным характером. Несмотря на то что в каждой главе «Героя нашего времени» читатель открывает для себя новые черты характера Печорина, нельзя сказать, что герой меняется – его образ остается неизменно трагическим. В «Евгении Онегине» наоборот: на протяжении романа отношение к главному герою меняется как у читателя, так и у автора: если в начале произведения мы видим в Онегине безнадежно «лишнего» человека, а Пушкин относится к нему с иронией, то в конце все иначе: нам кажется, что Евгений ввиду некоторых обстоятельств просто не смог найти свое место в жизни, а А. С. относится к своему герою уже с сочувствием. Пушкин и Лермонтов показывают своих героев в схожих ситуациях: и Онегин, и Печорин разбивают сердца любящим их девушкам. Сходство дуэлей, в которых участвовали герои, наталкивает на мысль, что Лермонтов вдохновлялся произведением Пушкина при написании «Героя нашего времени». И все же герои в этих ситуациях ведут себя по-разному. Сравнивая Печорина и Онегина, нельзя не отметить их сходство: они оба дворяне по происхождению, оба достаточно образованны и умны, оба хорошо разбираются в человеческой психологии. Но при этом они не могут найти свое место в жизни. И Онегин, и Печорин свободолюбивы: «...двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам» (Печорин); «...Свою постылую свободу / Я потерять не захотел.» (Евгений Онегин). Они оба стояли на пороге счастья, но потеряли его: женщины, которых они действительно любили, были «отданы другому». У двух героев схожее отношение к дружбе: Онегин не имел друзей, а с Ленским, единственным образованным человеком из округи, они были «от нечего делать друзьями» (хотя потом Онегин все же привязался к Ленскому), Печорин к дружбе относился со скептицизмом, считал, что «из двух друзей один всегда раб другого». Но, если Онегин, которому наскучила жизнь, и романтик Ленский являются противоположностями друг друга, то Печорин и Вернер имеют одинаковые ценности и вообще достаточно похожи. Герои также во многом различны. Так, Печорин всегда презирал светское общество и старался избегать его. Онегин же и к концу романа так и остался зависимым от мнения окружающих: он мог бы предотвратить дуэль с Ленским, но не стал извиняться, побоявшись общественного осуждения. Дуэль еще раз показала привязанность Онегина к другу: после выстрела он сразу кинулся к трупу Ленского. Дуэль же Печорина с Грушницким и ее исход для первого ничего не значили: дуэлянты были врагами. Ночи перед дуэлями также показывают различия в характерах Онегина и Печорина. Первый абсолютно не волновался и проспал дуэль. Второй же – наоборот - не спал, а предавался размышлениям: «Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно». Печорин, на мой взгляд, более способен к самоанализу: он сам пытается объяснить особенности своего характера. Но даже понимая все свои недостатки, он не пытается стать лучше. Причиной своих несчастий Печорин считает непонимание со стороны общества: «Я был готов любить весь мир — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.». И Онегин, и Печорин способны чувствовать. Они оба действительно любили Татьяну и Веру, но когда они осознали это, было уже слишком поздно. Онегин сожалел о смерти Ленского. Печорин же, сломавший не одну судьбу, о содеянном не сожалеет, хотя и не любит вспоминать прошлое (эпизод встречи с Максимом Максимычем). Главное отличие двух героев, на мой взгляд, в том, что лермонтовский герой сам ищет приключений, пушкинский же приемлет жизнь такой, какая она есть. На первый взгляд, беда обоих героев в том, что они эгоистичны и не думают о последствиях того, что делают. Но мне кажется, что причина их «потерянности» в том, что они идут против общества. Они оба «лишние» люди. Их ли в этом вина? Частично. Я считаю, что «лишние» люди — это прежде всего вина общества, породившего их. Я не могу назвать «любимого» героя из двух, так как ни один из них мне не нравится. Если бы Онегин не был таким пассивным и не плыл по течению, я думаю, он мог бы принести не меньше бед, чем Печорин. Мне кажется, что и Печорин, и Онегин, как достаточно проницательные, умные и образованные люди, могли бы добиться многого. Но общество, отвергающее людей, имеющих свое мнение, не позволило им этого сделать. Обновлено: Опубликовал(а): uladzislau Внимание! Спасибо за внимание.
|
|