|
В чем схожи Печорин и Онегин (Сравнительный анализ)Роман в стихах «Евгений Онегин» был написан А.С. Пушкиным в 1832 году, роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – в 1840 году. Героев своего времени Евгения Онегина и Григория Печорина объединяют многие черты. Например, портрет, некоторые взгляды на жизнь, ненужность в обществе и несчастье в любви. Различны герои в обладаемом ими эгоизме, в отношении к светским канонам, а также отличается финальное повествование о их жизни. Начать сопоставление героев стоит с их внешней оболочки – портрета. Печорин и Онегин – молодые люди практически одного возраста: «…Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов…» (Евгений), «...молодой человек лет двадцати пяти...» (Григорий Александрович). Помимо того, оба героя хороши собою: герой-рассказчик пушкинского романа повествует: «...Острижен по последней моде; / Как dandy лондонский одет...», Лермонтов же пишет про Печорина: «...он был вообще очень недурен...». Отмечается в произведении и сходство взгляда двух героев: Пушкинский герой обладает «холодным» взором, а глаза Лермонтовского персонажа никогда «не смеялись». Таким образом, оба писателя рисуют героев времени со схожим обличием. Схожи и психологические портреты персонажей. Так благодаря психоанализу Печорина и рассказам о нем читатель узнает о странности героя («...Вы странный человек!..») и одновременной расположенности к нему людей («...слыву добрым малым!..»), о развитом уме («...вот нас двое умных людей...») и несоответствующей такому уму ветрености («...Да, я всегда знал, что он ветреный человек...»). Так же и повествование героя-рассказчика позволяет глубже раскрыть образ Онегина. Юноша обладает «неподражательной странностью», но при этом «...Свет решил, / Что он умен и очень мил...», помимо того Евгений, как и Печорин считается «повесой», несмотря на свой «резкий охлажденный ум». Так психологический портрет героев, построенный на приеме антитезы, вновь убеждает читателя в схожести образов Пушкинского И Лермонтовского персонажей. Главное же сходство Печорина и Онегина в том, что они герои своего времени. Иными словами, их образы воссозданы из «пороков всего…поколения», как писал Лермонтов. Портрет, характер, увлечения и интересы двух персонажей в полной мере отражают общество девятнадцатого века. Так, например, оба героя считаются «лишними», они не востребованы в обществе и не несут ему никакой пользы, а также «лишнему человеку» свойственно отсутствие так называемой зоны комфорта. «… Во мне душа испорчена светом», - горько замечает Печорин в диалоге с Максимом Максимычем. То же самое говорится и об Онегине: «… рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум». Отсюда и возникает «охота к перемене мест» и желание к «странствию без цели». Однако ни скитания Печорина на Кавказе, ни странствия Онегина не приносят своих плодов, тогда то и становится ясно: эти герои никому не нужны, они – «лишние». Помимо того, данные персонажи играют роль «топоров в руках судьбы», то есть причиняют страдания людям, с которыми сталкивает их жизнь. На дуэли с Онегиным гибнет Ленский, страдает из-за главного героя Татьяна; аналогично на дуэли с Печориным погибает Грушницкий, умирает Бэла, обижается добрый Максим Максимыч, несчастливы Мери и Вера. Объединяет героев и их общее несчастье в любви. Так чувства Евгения к Татьяне оказываются «запоздалыми»: Случайно вас когда-то встретя, В вас искру нежности заметя, Я ей поверить не посмел … Внимать вам долго, понимать Душой всё ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть... вот блаженство! Герой Пушкинского романа вовремя не оценил качеств Татьяны по достоинству, а также не был готов променять свободу на любовь. Однако осознав всю ценность возвышенного чувства, Онегин осознал и свое несчастье от упущенного шанса. Обречена на страдания и любовь Печорина к Вере. Когда возлюбленная главного героя признается мужу в измене и уезжает с ним, Григорий Александрович понимает, что Вера – это именно та женщина, которая поняла бы его «совершенно, со всеми… мелкими слабостями, дурными страстями», которая бы подарила ему счастье и теплую любовь. Тогда Лермонтов вводит символический эпизод погони Печорина на лошади за Верой, однако эта лошадь падает, что и символизирует упущенное счастье. Однако не все так схоже в Онегине и Печорине. Например, различен эгоизм героев. Рассмотрим эпизоды дуэлей этих героев. Поводом для дуэли Онегина с Ленским послужили заигрывания Евгения с возлюбленной друга: И наклонясь ей шепчет нежно Какой-то пошлый мадригал, И руку жмет - и запылал В ее лице самолюбивом Румянец ярче… Ленский вызывает Онегина на дуэль, и к тому времени главный герой уже «чувствует свою вину», однако от вызова не отказывается, так как он считает, что обязан самоутвердиться, чтобы не упасть в глазах светского общества. Во время дуэли Онегин может остановиться, однако «…дико светская вражда/Боится ложного стыда». Так герой предает ценность искренних человеческих чувств и дружбы, в чем и проявляется его эгоизм. Так же свойственен эгоизм и Печорину, однако он не овладел им полностью. Различен и финал повествования о героях. Так в главе «Максим Максимыч» читателю становится известно об истощении души Печорина, а жизнь его оканчивается поездкой в Персию и трагичной гибелью там же. А.С. Пушкин же оставляет финал «Евгения Онегина» открытым, что позволяет задуматься о возможности становления Евгения на правильный путь. Таким образом, герои А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова имеют как и общие сходства, так и различия, но важно одно: они – это собирательный образ представителей современного им общества, они – герои времени. Обновлено: Опубликовал(а): Екатерина0901 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|