Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ статьи Д. С. Лихачёва (*Общие критические статьи)

Текст относится к публицистическому стилю, так как реализует языковую функцию воздействия (агитации и пропаганды), с которой совмещается чисто информативная функция (сообщение новостей). Автор затрагивает актуальные проблемы современности, связанные с вопросами культуры, – проблему бережного отношения к языку, проблему сохранения языка, проблему значения церковнославянского языка в развитии письменного языка. Эти вопросы представляют интерес для общества.

Жанр произведения – статья по вопросам культуры.

Отрывок начинается с вопросительного предложения, в котором заявлена тема статьи: «Чем был церковнославянский язык в России?». Используя вопросно-ответную форму изложения, автор сразу же привлекает внимание читателя, который хочет найти ответ на предложенный вопрос.

Образ церковнославянского языка создаёт ряд однородных членов предложения (синтаксис), имена существительные собственные (морфология): язык летописей, «Русской Правды», «Слова о полку Игореве», «Моления Даниила Заточника», язык Аввакума.

Автор использует стилистически нейтральную лексику: доверяли, молились, высокие, мысли. Но есть и слова высокой лексики: памятуя. К научной лексике можно отнести слова: церковнославянский язык, литературный язык.

Мы видим, что особенностью публицистического стиля речи является то, что он совмещает в себе черты других стилей: научного, литературно-художественного, и не только в лексике.

Характерным для художественного стиля речи является использование тропов. В тексте можно выделить эмоционально-оценочные эпитеты: изумительного (языка), высокие (мысли), торжественные (слова), молитвенное прошлое.

Заголовок «Рядом» с русским народом» помогает определить основную идею произведения. Несмотря на то, что церковнославянский язык был далёк от языка большинства литературных произведений, но он всё время был «рядом», так как духовно обогащал русский народ, так как именно этому языку доверяли высокие мысли.

Текст заканчивается предложением, в котором и содержится основная идея произведения: «Памятуя молитвенное прошлое нашей поэзии, следует хранить её язык и её «высокий настрой». Автор непосредственно обращается к читателям с призывом хранить язык «молитвенного прошлого нашей поэзии».

Для текста характерна «экономия» языковых средств, лаконичность изложения, поэтому в нём преобладают простые или простые осложнённые предложения. Одно предложение сложное:

Ряд определительных придаточных с однородным подчинением усиливает выразительность речи. Этому же служат лексические повторы (повтор слова «язык»). Глаголы-сказуемые в форме прошедшего времени множественного числа несовершенного вида в односоставных неопределённо-личных предложениях служат выразительности и экспрессивности речи.

В тексте преобладает прямой порядок слов, но есть и инверсия:

«Потом молитвы заменила поэзия». Подлежащее «поэзия» стоит после сказуемого «заменила», а прямое дополнение «молитвы» поставлено перед сказуемым.

Эмоциональность и выразительность синтаксису придают вопросительное предложение (Чем был церковнославянский язык в России?), ряды однородных членов предложения (языка летописей, изумительного языка «Русской Правды», «Слова о полку Игореве», «Моления Даниила Заточника», не говоря уже о языке Аввакума), обособления (Памятуя молитвенное прошлое нашей поэзии – деепричастный оборот).

Богатый и разнообразный синтаксис обеспечивает и богатство интонаций в тексте.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.