|
Лирический герой в первом томе лирики А. Блока (Блок Александр)В стихотворении «Мне страшно с тобой встречаться…» эмоциональное состояние героя меняется, начинает настойчиво звучать мотив страха. Он испытывает противоречивые чувства, колеблется от веры к безверию. Строка «Ты здесь. Ты близко» передаёт уверенность в том, что мечта о встрече с Пречистой Девой осуществится. Но в финале звучит отчаяние: «Тебя здесь нет. Ты – там». Герой боится, что Величавая Светлая Жена «изменит облик» и окажется не такой, какой он представлял её в «снах», в туманных видениях. Но ещё страшнее для него Её не встретить, потому что жизнь на земле без идеала невозможна. Реальный мир пугает героя: По улице ходят тени, Не пойму – живут или спят. Прильнув к церковной ступени, Боюсь оглянуться назад. Слово «тени» - знаковое для символистов. Возникает реминисценция стихотворения Владимира Соловьёва: Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? «Сон земной», «житейский шум трескучий» - всего лишь искажённое отражение иного, небесного мира, светлого, прекрасного, наполненного «торжествующими созвучьями». Из этого идеального мира и должна прийти на землю София, Душа Мира, воплотившись в земной девушке. Герой этого стихотворения находится уже не в храме, он прильнул «к церковным ступеням», но ещё боится оглянуться назад. Реальный мир его пугает, потому что он может разрушить мечту. Перед героем, как перед былинным богатырём на распутье, стоит выбор: остаться в замкнутом пространстве храма и по-прежнему благоговейно и молитвенно преклоняться перед Прекрасной Дамой, ожидая Её Прихода, или выйти в открытый простор земного мира. Заключительный цикл первой книги так и называется: «Распутья». В этом цикле отчётливо звучит мотив выбора: остаться в мире идеальных иллюзий или окунуться в мир земных стихий. Итак, в первом томе, который автор назвал «тезой», происходит «мгновенная вспышка слишком яркого света», в которой лирический герой прозревает метафорический образ Прекрасной Дамы, постигает небесный идеал в этом образе. Любовь здесь – это божественное, небесное, возвышенное чувство, которое может преобразить человека, проявить в нём человеческое, должно произойти «вочеловечение» - небесное должно соединиться с земным. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|