|
Особенности любовной лирики Блока (Блок Александр)Благодаря А. А. Блоку в литературе начала 20-го века появляется туманный образ идеала любви – «Вечной Жене», «Прекрасной Дамы», «Незнакомки» … На примере стихотворений «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка» и «Снежное вино» мы разберем особенности любовной лирики поэта, полной предзнаменований и таинственных символов. Стихотворения являются зеркалом души Блока, отражением интимных чувств, поэтому произведения пропитаны «лирической уединенностью», одиночеством лирического героя. Ему «не слышны ни вздохи, ни речи», он всегда противопоставляет себя окружающему миру – «страшному миру». В стихотворении «Незнакомка», поэт использует лексику стилистически сниженную лексику: «окрики пьяные», «лакеи торчат», «пьяницы с глазами кроликов», тогда как для изображения лирического героя и таинственной дамы использует высокую лексику: «стан», «близостью закованный».
Образ «Прекрасной Дамы» всегда смутный и загадочный. Несмотря на то, что герой ощущает близость к «Ней», он видит «только образ, лишь сон о Ней». «Незнакомка» приходит ночью, ее появление всегда сопровождается синевой: «очи синие бездонные», «ветер голубой». Возможно, для Блока этот цвет означал нечто звездное и непостижимое. В стихотворении «Снежное вино» лирический герой мысленно предается забытому сну о любовной связи: «Твои не вспомнить поцелуи / На запрокинутом лице?» Кроме того, Блок рано начал интересоваться учением Соловьева о «Вечной Женственности», поэтому своеобразие любовной лирики Блока строится на основах символизма. В стихотворении «Вхожу я в темные храмы» любовь принимает характер молитв и богослужений, которые и служат связующим звеном между миром реальным и ирреальным. В «Снежном вине» и в «Незнакомке» вино становится посредником, проводником лирического героя в таинственный мир, где можно ожидать встречи с таинственной дамой. Таким образом, в лирике Блока любовь выступает как человеческая мощь, обогащающая чувство жизни. Обновлено: Опубликовал(а): ВСолнце Внимание! Спасибо за внимание.
|
|