|
В чем своеобразие любовной лирики А.А. Блока? (Блок Александр)А.А. Блок - поэт-символист начала ХХ века. Его любовная лирика имеет ряд особенностей, связанных с представлениями стихотворца о софиологии. К ним относятся трепетное отношение лирического героя к идеализированной возлюбленной-воплощению Софии (божественной сущности, посредницы между миром явлений и миром идей), а также постоянный мотив ожидания встречи. Но важно отметить то, что тема любви у поэта не статична - с изменением взглядов Блока, его разочарованием в “непреображенном” мире звучание любви приобретает более трагичный характер. Обратимся к стихотворению раннего периода блоковской лирики - “Вхожу я в тёмные храмы”. По мысли поэта, настоящая, “чистая” любовь возможна только между поэтом-теургом и Софией, физическим воплощение которой является ожидаемая лирическим героем возлюбленная. Поэтому он обращается к героине в самых почтительных выражениях, и все они написаны с заглавной буквы: “Прекрасная Дама”, “Святая”, “Милая”. Также для идеализации и обожествления образа возлюбленной автор проводит параллель между ней и Богоматерью - другим “аватаром” “Премудрости”. А в лицо мне глядит озаренный, Только образ, лишь сон о ней. К слову, местом встречи героя и возлюбленной является храм, что также подчеркивает святость героини. Тем не менее, в стихотворении она так и не появляется, и лирический герой будет ждать её и не дожидаться ещё в сотнях других стихотворений из сборника, посвященного Прекрасной даме. После неудачи революции 1905 года и отсутствия религиозного преображения мира за посредничеством Софии Блок уже по иному смотрит на любовь, что видно из стихотворения “Незнакомка”. В первой части произведения поэт показывает “страшный мир”, бессмысленный и опошленный (“И правит окриками пьяными/Весенний и тлетворный дух”). Это описание важно для понимания образа “Незнакомки”, появляющегося во второй части стихотворения, так как оно объясняет обманчивость, внутреннюю пустоту окружающих лирического героя людей. Так девушка с первого взгляда имеет в себе скрытую внутри божественную сущность, что видно из строк: “Смотрю за темную вуаль, /И вижу берег очарованный”. Но лирический герой понимает, что на самом деле “Незнакомка” не является воплощением Вечной женственности, и он находится под влиянием вина и собственных разрушенных надежд. В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне. Рассмотрим еще одно стихотворение Блока - “О доблестях, о подвигах, о славе…”. Оно также имеет более трагичный оттенок, что вызвано появлением “страшного мира” (на него указывают эпитеты “горестная (земля)”, “проклятый (рой)”). При этом в произведении есть “маркеры” того, что возлюбленная лирического героя носит в себе софийную сущность. К ним относятся сияние, которое исходит от её портрета, “синий плащ”, в который она “печально завернулась” (оттенок синего - лазурный - является символом Премудрости). Структурно оно представляет собой усложненную любовную элегию с нетипичным “счастливым настоящим”. Мы видим полный разрыв отношений между героем и возлюбленной, освобождение от тяжелых чувств. Это сильно контрастирует с беззаветной, трепетной любовью, которую испытывал герой ранней любовной лирики Блока. Итак, любовную лирику А.А. Блока можно разбить на два основных периода, достаточно сильно различающихся по представленным в них настроениям. В более ранних стихотворениях самые яркие особенности это - преклонение лирического героя перед возлюбленной-воплощением Софии, а также мотив ожидания встречи с ней. Второй период воплощает разуверение поэта в возможности религиозного преображения мира. Там появляется и “страшный мир”, и разрыв между лирическим героем и “аватарами” Софии, хотя раньше он был бесконечно верен Вечной женственности. Обновлено: Опубликовал(а): popopodogrev Внимание! Спасибо за внимание.
|
|