Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ сонета Стефана Малларме «Гробница Эдгара По» (*Общие критические статьи)

Анализ сонета Стефана Малларме «Гробница Эдгара По»

Стефан Малларме (1842-1898) – французский поэт, который сначала относил себя к группе парнасцев и печатал свои стихи в сборнике «Современный Парнас», но затем стал одним из вождей символистов. Его не устраивала позитивная описательная поэзия парнасцев, которые опирались на восприятие действительности, на чувства и ощущения. В своей поэтической программе он выдвигал на первое место внутреннее духовное постижение мира. Малларме считал, что поэзия должна не «показывать» и «рисовать», а внушать и постигать интуитивно красоту мира. Как яркий символист, он утверждал, что видимый покров явлений – это лишь внешняя, преходящая их сторона. Интуитивное познание мира поэт выражает символически. А символ для Малларме – это система аналогий. В стиле поэта преобладают метафоры, а ведущими мотивами являются мотивы одиночества, скорби, отчаяния.

Сонет Стефана Малларме «Гробница Эдгара По» написан в 1876 году, во второй период его поэтической деятельности, когда он отделился от парнасцев и примкнул к декадентам, став одним из вождей символистов.

Название стихотворения свидетельствует о том, что в стихотворении будет раскрываться тема смерти. Гробница – сооружение из мрамора или гранита, в котором хранится гроб с прахом умершего. Почему Малларме обращается к яркой и одновременно трагической фигуре американского романтика Эдгара По? Несомненно, этот выбор не случаен. Судьба Эдгара По сложилась драматично: он не был при жизни по-настоящему оценён в своей стране Америке, но зато по достоинству его оценили в Европе, особенно во Франции, где он приобрёл небывалую славу и где в 1845 году напечатали две его новеллы: «Золотой жук» и «Похищенное письмо». Первым открыл Эдгара По своим современникам Бодлер, отвергнув клеветническую легенду о «пьяном поэте» и отметив в писателе зоркость художника и любовь к прекрасному. В 1870 – 1880 годах среди «парнасцев» и символистов существовал культ Эдгара По. Малларме специально изучал английский язык, чтобы читать своего кумира в оригинале. Поэт считал Эдгара По гением, которого окружали недоброжелательство и злоба.

Анализ сонета начнём, используя метод «вслед за автором». Вспомним композицию сонета, который является строгой формой четырнадцатистишия. Первая часть сонета состоит из двух катренов (четверостиший), а вторая из двух терцетов (трёхстиший). Но большую роль играет и внутренняя композиция, где каждая строфа – это законченное целое. Первый катрен – это экспозиция, где утверждается основная тема стихотворения. Во втором катрене развиваются положения, выраженные в первом катрене. После линии подъёма начинается нисхождение темы: в первом терцете намечается развязка, во втором – быстрое завершение развязки. Заключительная строка должна быть самой сильной по мысли и образности.

Рассмотрим, как соблюдаются эти требования в сонете Стефана Малларме «Гробница Эдгара По». Стихотворение переведено на русский язык прекрасным поэтом Серебряного века И. Ф. Анненским в 1921 году.

Первая строка представляет собой зачин:

Лишь в смерти ставший тем, чем был он изначально…

Как можно понять этот зачин? Здесь не менее двух смыслов, двух истолкований. Философский смысл заключается в том, что человек – часть космоса, вселенной, изначального хаоса, откуда он пришёл на землю свершить предназначенный ему земной круг, чтобы вернуться в свою первоначальную колыбель. Но здесь есть и биографический подтекст. При жизни Эдгар По не был понят и принят современниками и соотечественниками, окружён враждебностью, злобой и недоброжелательством, несправедливыми слухами. Здесь раскрывается вечная и традиционная для мировой литературы тема противостояния поэта и толпы, неординарной личности, гения и посредственности. В русской лирике эту тему раскрывали А.С. Пушкин («Поэт и толпа», «Поэту», «Поэт») и М. Ю. Лермонтов («Пророк». «Поэт», «Кинжал»).

В следующих строках наши предположения подтверждаются. Из загробного мира поэт заносит «сверкающую сталь» над теми, кто не понял, что его «скорбная скрижаль»- это осанна ему после смерти. Метонимия «сверкающая сталь» обозначает клинок возмездия. Метафора «скрижаль» (доска с написанным на ней священным текстом) может быть воспринята как бессмертное творчество. Эпитет «скорбная» - значит горестная, несущая крайнюю печаль, страдание. Устаревшее слово «осанна» имеет значение «восторженное славословие».

Второй катрен продолжает развивать тему противостояния гения и толпы. Толпа, глумившаяся над гением, сравнивается с гидрой, которую победил Геракл. Метафора «блеск истины в пророческом глаголе» обозначает слово поэта, несущее в мир правду и красоту. Слово – «пророческий глагол», так как предвидит будущее. Глумление и вопли толпы заключаются в том, что на поэта клевещут, говоря о его гибели от вина или отравления. Здесь отражён реальный биографический факт. Обстоятельства смерти Эдгара По вызывали много споров и различных предположений, часто ложных.

В первом терцете намечается развязка: преодолев «тяжкий гнев» туч и скал, то есть природы, судьбы, идея поэта не может «отлиться в барельефе», то есть остаться вечно среди людей и быть воспринятой ими, и тогда поэта ждёт забвение.

Тема бессмертия стремительно идёт к развязке во втором терцете, завершающем сонет. Используя побудительные предложения, лирический герой стихотворения обращается к смерти, оставляющий «чёрный след», называя её «обломком лишнего в гармонии светила» и просит быть метой на крыльях дьявола. Здесь использованы яркие метафоры «след», «обломок». Заключительная строка самая сильная по мысли и образности, ведь в ней идёт речь о победе над смертью, над небытием.

Итак, в сонете раскрываются темы жизни и смерти, бессмертия, поэта и толпы, поэта и поэзии.

Ключевые образы: образ поэта, образ толпы, образ творчества.

Образ поэта и его творчества раскрывают следующие слова: «блеск истины», «пророческий глагол», «гений».

Образ толпы помогают раскрыть слова: «непонявшие», «гидра», «возопили», «глумясь».

Образ гробницы связывается с представлением о небытии, забвении. Но Малларме стремится создать впечатление, что поэзия Эдгара По жива и устремлена в будущее, показывая победу гения над толпой, которая» как гидра, отпрянула, не выдержав блеска истины.

К символам можно отнести «сверкающую сталь» - символ расплаты и наказания тех, кто преследовал поэта при жизни. Вспомним у Лермонтова: «но есть и Божий суд, наперсники разврата» («Смерть поэта»).

Символичен образ «скорбной скрижали». Это может быть «книга жизни» поэта, наполненная скорбью, печалью и страданиями.

Больше всего в сонете метафор: «скрижаль», «сталь» (разновидность метафоры – метонимия – переименование по смежности: материал и предмет, который сделан из этого материала); «блеск истины», «яд философа», сравнение «как гидра некогда отпрянула».

Сонет Стефана Малларме «Гробница Эдгара По» входит одновременно в два цикла: «Посвящения» и «Надгробия». К ним также принадлежит сонет «Гробница Шарля Бодлера», из чего можно сделать вывод, что стихотворение носит программный характер, так как в нём поэт раскрывает свои взгляды на поэзию.

Анненский при переводе пытался передать звукопись сонета. Яркая аллитерация присутствует в первом катрене, где повторяются сонорные звуки р – н – л, а также свистящая с, которые придают особенную музыкальность стиху. Ассонанс [а - о]: Грозя заносит он сверкающую сталь.

Грозя, заносит он сверкающую сталь

Над непонявшими, что скорбная скрижаль…

[гр – з – з-н –с – с – р –с –л] [н – н – н – м – с-н – с- л]

Сонет написан шестистопным ямбом, классическим александрийским стихом.

Многозначность символов, аналогии, яркие метафоры, музыкальность - основные особенности сонета.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.