|
Вы здесь: Критика24.ру › *Общие критические статьи
Анализ стихотворения Ирины Корсунской «В конце романа» (*Общие критические статьи)Анализ стихотворения Ирины Корсунской «В конце романа» Повесть о муках Херея и Каллирои прошлым веком исчерпана. Качнувшись на острие, мир слетел туда, где не бывают герои. На его обломки вскарабкался Роб-Грийе.
Всё же мы родились, кто ж отнимет это – пальцы мойр суровы, но не роняют веретено. Почему же вдруг рвётся нить сюжета там, где свет ему в душу пролить дано?
Тёмен замысел Неба и даль туманна, что Сизифов спуск, что Тезеев пик… Дабы не курить фимиам обмана, лабиринт романа зашёл в тупик.
Небытия злокачественна структура – расползаются метастазы на барышах! Листья мчались в вальсе последнего тура, когда ты мне навстречу ускорил шаг.
А теперь скажи: чтобы не схорониться в едкой моде бесцельно слова низать, когда жизнь срывается со страницы, – что мне делать, имеющей что сказать? 31.08.2012
Название стихотворения Ирины Корсунской «В конце романа» предполагает две темы: любовь и творчество. Существуют два слова-омонима: роман – большое повествовательное художественное произведение и разговорное слово «роман» - любовные отношения между мужчиной и женщиной. Читая стихотворение, видишь, что две темы переплетаются, идут рядом или параллельно. В первой строфе упоминается один из пяти канонических греческих романов о любви – о Херее и Каллирое, написанном Харитоном во втором веке н. э. В этом произведении красивая влюблённая пара преодолевает препятствия и в конце романа воссоединяется: Повесть о муках Херея и Каллирои Прошлым веком исчерпана. Это предложение можно понять двояко. С одной стороны, тема любви исчерпана ещё в прошлом веке, и больше писать не о чем. С другой стороны, прочитывается мысль о том, что в современном мире больше нет настоящей любви. Следующая фраза подтверждает эту мысль: …Качнувшись на острие, Мир слетел туда, где не бывают герои. Мир изменился, и изменился он не в лучшую сторону: в нём не найдёшь настоящих героев для создания литературных произведений или тех, кто способен любить по-настоящему. Метафоры «острие» и «обломки» подчёркивают, что мир находился на грани катастрофы и. разрушившись, превратился в груды обломков, на которые вскарабкался Роб Грийе – французский писатель, родившийся в 1922 году, представитель нового романа. В своих произведениях от вещизма он перешёл к игровым текстам, используя архетипы массовой культуры. В обезличенных повествованиях Роб-Грийе навязчиво представляет опись вещей, которая оттесняет рассказ о событиях и образы людей. С одной стороны, человек с его мыслями и чувствами как объект литературы заменён игрой в слово, с другой стороны, в современном мире уже нет подлинных человеческих чувств. Во второй строфе звучит мотив судьбы. Здесь создаётся образ мойр – древнегреческих богинь судьбы. Одна из них прядёт нить жизни: «пальцы мойр суровы, но не роняют веретено». Одна из богинь прерывает нить жизни, она неумолима и приводит к неотвратимой смерти. Метафора «рвёт нить сюжета» может обозначать и конец любви, и кризис творчества, когда не хватает вдохновения, чтобы закончить начатую работу. «Свет», который должен «в душу пролить», - это и любовь, и вдохновение. В третьей строфе продолжает развиваться мотив судьбы: Тёмен замысел Неба и даль туманна… Сразу же на память приходят строки из стихотворения Пастернака «Гамлет»: «Но люблю твой замысел упрямый», где слово «замысел» имеет не одно значение: это и художественный замысел, это и замысел Творца. Строки И. Корсунской можно истолковать так: никто не может предугадать Промысел Божий, знать своей судьбы, своего будущего. Жизнь – это «Сизифов спуск» и «Тезеев пик». В контексте стихотворения слова «спуск» и «пик» являются антонимами. Жизнь – это «спуск», - падение, «пик» - подъём. Здесь противопоставлены два героя древнегреческих мифов. Сизиф после смерти наказан богами за обман. По одной из версий, он обманул бога смерти Таната и держал его в заточении, приковав цепями. Наказание Сизифа состоит в том, что он должен катить на высокую гору огромный камень. Как только камень достигает вершины, он срывается и падает вниз, и мученик вынужден снова катить свой камень. Выражение «Сизифов труд» означает тяжёлую, бесконечную, бесплодную, бесполезную работу. Тезей – сын афинского царя Эгея и Эфры – смог выбраться из лабиринта с помощью нити Ариадны. По ассоциации с именем Тезея возникает образ лабиринта – сложного запутанного расположения, сочетания чего-нибудь (в переносном значении), а в Древней Греции это большое здание со сложно расположенными переходами: Дабы не курить фимиам обмана, Лабиринт романа зашёл в тупик. В творчестве и любви наступает «тупиковая ситуация», когда вследствие сложности и запутанности отношений или сюжета нет выхода, нужно прекращать «роман», чтобы не обманывать себя и окружающих. «Фимиам» - ароматическая смола, благовоние, вещества, сжигаемые при богослужениях во время молитвы. В ироническом значении фраза «курить фимиам» означает «льстиво восхвалять кого-либо». Но у И. Корсунской фразеологизм «курить фимиам» в сочетании со словом «обман» приобретает новое, метафорическое значение. В четвёртой строфе объясняется причина «тупиковой ситуации» - духовного кризиса: Небытия злокачественна структура – Расползаются метастазы на барышах! «Злокачественна» - значит опасна, грозит смертью, как физической, так и духовной. «Метастазы» говорят о возникновении новых очагов болезненного процесса. У Пушкина в послании к Керн об этом сказано так: «без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви». Слова, поставленные в один ряд, звучат как синонимы: жизнь невозможна без любви, без страданий, без божества, поклонение которому рождает вдохновение, творчество. У И. Корсунской причина исчезновения любви объясняется с помощью разговорного слова «барыши» - прибыль, материальная польза. Прошёл век настоящей любви, такой, как у Херея и Каллирои, наступил век расчёта и прагматизма, в котором нет места подлинным чувствам. В последних двух строках четвёртой строфы возникают образы лирической героини, от лица которой и идёт «повествование», и лирического героя: Листья мчались в вальсе последнего тура, Когда ты мне навстречу ускорил шаг. Образ осенних листьев создаёт мотив разлуки. «Последний тур» листьев – последняя встреча и последнее объяснение героев. В заключительной строфе содержится риторический вопрос, который лирическая героиня задаёт то ли возлюбленному во время расставания, то ли сама себе – вопрос, на который нет ответа или ответ содержится в самом вопросе: А теперь скажи: чтобы не схорониться, в едкой моде бесцельно слова низать, когда жизнь срывается со страницы, - что мне делать, имеющей что сказать? «Схорониться» - спрятаться от прямого ответа на вопрос. «Слова низать» - в переносном значении – «говорить гладко; красиво»; в сочетании с «едкой модой» (разъедающей, язвительной, колкой) и со словом «бесцельно» – это можно понять как привычку героя уходить от прямого ответа на вопрос и прятать свои мысли, чувства за бесцельными, бесполезными, ничего не значащими, «гладкими» или колкими, насмешливыми фразами. Сразу же вспоминается обманутая героиня пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» Лариса Огудалова, которая просит Паратова не говорить «слов красивых», а дать прямой ответ на вопрос, жена она ему или не жена. «Жизнь срывается со страницы» - окончен роман (любовный или творческий), без которого жизнь не имеет смысла. Героиня ещё не всё сказала, но это уже не имеет смысла. Композиционные особенности стихотворения заключаются в том, что сюжет – движение мыслей и чувств - развивается последовательно, постепенно и ведёт к логическому завершению – от мыслей о конце романа (снова обратим внимание на заголовок) к разлуке лирических героев. Основные образы и их ключевые слова следующие: • Образ творчества: повесть, герои, нить сюжета, замысел, лабиринт романа, Херей, Каллироя, Роб-Грийе (кстати, у него есть роман с названием «Лабиринт»); страницы. • Образ любви: «о муках», «свет», «в душу», «жизнь». • Образ времени: «прошлым веком», «мир слетел», «обломки», «на барышах». • Образ судьбы: «родились», «мойр», «суровы», «замысел Неба», «даль туманна», «последнего тура». • Образ лирической героини: Создаётся с помощью риторических вопросов: Почему же вдруг рвётся нить сюжета// там, где свет ему в душу пролить дано? … что мне делать, имеющей что сказать? • Образ лирического героя: «ускорил шаг», «схорониться», «в едкой моде». «бесцельно», «слова низать». Несомненно, главным является образ лирической героини, от лица которого ведётся повествование, все остальные образы фокусируются вокруг неё. Внутренний конфликт лирического героя и героини в том, что он уже разлюбил, а она продолжает любить. Конфликт героини со своим временем, в котором «расползаются метастазы на барышах», все думают о своей выгоде и нет места подлинным чувствам. Стихотворение можно отнести к философской лирике, так как в нём раскрываются вечные вопросы жизни и смерти, смысла жизни, любви и творчества, жизненных ценностей, места человека в своём времени. Корректируя первичные впечатления от текста, подведём итог. В стихотворении Ирины Корсунской сложные раздумья о своём времени, о творчестве и о любви. Специфика раскрытия темы любви и темы творчества заключается в том, что, во-первых, они развиваются в тесном единстве благодаря омонимии слов «роман»; во-вторых, при сопоставлении прошлого и настоящего подчёркивается мысль, что прошли времена настоящей любви и подлинного творчества, так как сейчас на первый план выдвинуто слово «барыши». Люди не способны на самоотверженное, глубокое, искреннее чувство, потому что больше думают о личной выгоде, о материальных ценностях. Упоминание французского писателя Роба – Грийе с его любовью к бессодержательным игровым текстам в первой строфе и фраза «в едкой моде слова низать» в последней строфе образуют композиционное кольцо, из которого следует, что сегодня литературный жанр романа исчерпан, так как современные писатели увлечены игрой с текстами, их интересует форма, а не содержание произведения. Но и любовь тоже превращается в игру и заходит в тупик, так как не имеет под собой духовной основы, сильной сердечной привязанности, верности и преданности. К особенностям раскрытия темы можно отнести и использование мифологизмов (мойры, Сизиф, Тезей). Мифы обладают способностью порождать новые тексты. Обработанные авторским сознанием, они порождают неповторимые, уникальные смыслы, создавая концепцию мира, помогая глубже и всесторонне раскрыть тему. Мойры в стихотворении суровы, но справедливы, так как твёрдо держат веретено и не дают ему упасть, а значит, есть надежда на справедливость судьбы, на преодоление трудностей. Упоминание в одном контексте героев разных мифов: Сизифа и Тезея – рождает новый смысл: жизнь – сложный и противоречивый процесс, в котором могут чередоваться и ощущение бессмысленности и бесплодности своих усилий по разгадке своего предназначения, и надежда на возможность выхода из запутанного лабиринта жизни, нужно только найти свою Ариадну и путеводную нить, которая поможет преодолеть страдание и обрести смысл жизни. Концовка стихотворения – это риторический вопрос лирической героини, обращённый, вероятно, к самой себе. Открытость финала говорит о незавершённости жизненного процесса, о его бесконечности, о том, что поиски смысла жизни продолжаются, надо учиться жить заново, и, несмотря на отчаяние и пессимизм, разочарованность лирической героини, надежда на преодоление жизненной коллизии всё-таки есть. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|