Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Филологический анализ рассказа В. М. Шукшина «Чудик» (*Общие критические статьи)

Филологический анализ текста «Чудик» В. М. Шукшина.

Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974) - советский русский писатель, творчество которого причисляли к «деревенской прозе». Но содержание рассказов Шукшина намного шире деревенской тематики, его интересует душа «маленького человека». Здесь он продолжает раскрывать традиционную для русской классики тему маленького человека. Его герои – простые люди, живущие на земле. Персонажи Шукшина импульсивны, живут чувствами, естественны в своих поступках.

Жанр своих небольших по объёму произведений писатель определял так: рассказ-анекдот, рассказ-характер, рассказ-судьба. Рассказ «Чудик» был написан в 1967 году, его можно отнести к жанру рассказ-характер. Это год, когда после отставки Н. С. Хрущёва руководителем страны стал

Л. И. Брежнев. Заслуга Хрущёва в том, что он дал колхозникам паспорта, и они могли покинуть деревню и уехать в город, где люди жили лучше. Начался отток деревенского населения. Коммунисты говорили о стирании границ между городом и деревней в будущем, а в реальной действительности ощущалась разница между городскими и деревенскими жителями, и этот конфликт раскрывается во многих рассказах Шукшина.

Раскроем семантическое пространство текста, в центре которого три составляющие: человек, пространство и время. Антропоцентризм текста обусловлен эгоцентрической позицией человека, который, несомненно, находится не в «безвоздушном пространстве», а в пространстве и времени. Именно человек и его душа находятся в центре художественного произведения, основная функция которого эстетическая, воздействующая на мысли и чувства читателя.

Анализ рассказа начнём с его заглавия, так как оно является ключом к интерпретации текста и содержит в сжатом виде информацию текста, помогает раскрыть не только семантическое пространство, но и, относясь к эмотивной лексике, заряжает своей тональностью весь рассказ.

Итак, почему рассказ называется «Чудик»? В словаре Ожегова есть значение слова «чудак» - странный, со странностями, а слово «чудик» - синоним, имеющий разговорную окраску. Начало рассказа тесно связано с его названием: «Жена называла его – Чудик. Иногда ласково». Парцелляция помогает понять, что между героем и его женой существует внутренний конфликт. Прозвище героя можно назвать базовым концептом семантического пространства текста, так как везде герой называется только так, а имя его мы узнаём только в конце рассказа. Важно подчеркнуть, что прозвище герою дала жена, но автор называет своего героя только так, не только подчёркивая, что это ключевое слово произведения, но и передавая своё отношение к своему герою – сочувственное, наполненное тёплым юмором. В экспозиции автор поясняет, почему его герой получил такое прозвище: «Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось». Эмотивное пространство так характеризуется: герой не хотел попадать в какие-нибудь истории, страдал. Сами истории автор характеризует так: «мелкие, впрочем, но досадные».

Раскрывая денотативное пространство, отметим глобальную ситуацию – важное событие в жизни Чудика – поездку к старшему брату, которого он не видел 12 лет, на Урал. Рассмотрим компоненты денотативного пространства – макроситуации, которые наиболее полно раскрывают характер героя.

Автор акцентирует внимание читателя на этих ситуациях: «Вот эпизоды одной его поездки».

1. Сборы в отпускную поездку. Чудик ищет блесну. Автор использует диалог героя с женой, из которого мы выявляем внутреннее состояние Чудика: он находится в возбуждённо-радостном, приподнятом настроении, предвкушая встречу с братом, радости отпуска в виде рыбалки. Здесь же ощущается равнодушие жены к радости Чудика и её издевательски-ироничный тон, что она блесну «зажарила по ошибке». Важен комментарий автора: «Он совсем не умел острить, но ему ужасно хотелось». Это неумение острить и одновременно желание пошутить проявится в другом эпизоде (в магазине).

2. Чудик шагает с чемоданом по селу. Свою радость из-за поездки он скрывает от односельчан, показывая всем своим видом «плёвое отношение к дальним дорогам». Элементы портрета есть в обоих эпизодах. Выделяются следующие детали: круглые глаза, круглое мясистое лицо. Эпитет «круглый» вызывает реминисценции, связанные с героем Л. Н. Толстого «Война и мир» Платоном Каратаевым – простым человеком из народа, олицетворяющим всё русское, национальное, «круглое». Главное качество Каратаева – внутренняя гармония и гармония с внешним миром, кротость, смирение, незлобивость. Эти же качества постараемся найти в Чудике.

3. В продовольственном магазине районного города в очереди. Чудик оказался свидетелем разговора «городских», которых он уважал, побаиваясь только хулиганов и продавцов. Мужчина в шляпе, который позднее обозначается с помощью метонимии «шляпа поддакивала». Его собеседница –«полная женщина с крашеными губами». Чудик, как ребёнок, запомнит фразу городской женщины: «Представляете, насколько надо быть грубым, бестактным человеком!» Он повторит эту фразу в поезде в беседе с «интеллигентным товарищем». Это говорит о его детскости, ребячестве, наивности: как ребёнок, он подражает «взрослым».

4. В продовольственном магазине у прилавка. Чудик нашёл на полу у прилавка «этакую зелёную дурочку» (несобственно- прямая речь) – пятидесятирублёвую бумажку. Эмоциональное состояние героя передаётся с помощью слов: «задрожал от радости, глаза загорелись». Нет, он даже не подумал присвоить себе «чужие» деньги, просто появилась возможность проявить своё остроумие, «повеселее, поостроумнее» сказать про бумажку. Сумма немалая – ползарплаты советского человека. И Чудик придумал эту фразу: «У нас, например, такими бумажками не швыряются». Выйдя из магазина, он находится «в приятнейшем расположении духа», мысленно повторяя так удачно придуманную им фразу. Но вдруг эмоциональное состояние героя резко меняется, его «точно жаром обдало»: он понял, что это были его деньги. «Под сердцем даже как-то звенело от горя», но герой не решился вернуться в магазин, боясь обвинений в мошенничестве, несмотря на страх перед суровой и скандальной женой. Внутреннее состояние героя передаётся с помощью аутодиалога, когда происходит диалогизация сознания и герой начинает разговаривать сам с собой: «Да почему же я такой есть-то?» Этот эпизод показывает, что герой честен, совестлив, робок. Попадая в нелепые ситуации, он страдает, но ничего не может поделать с собой.

5. В поезде. Внутреннее состояние героя постепенно меняется. Сначала он был «убит своим ничтожеством, которое ему опять разъяснила жена», но горечь прошла, ведь за окном мелькали «леса, перелески, деревеньки». Этот мотив исцеления души под воздействием природы прозвучит в конце рассказа. В поезде Чудик пытается найти общий язык с интеллигентным товарищем, рассказывая ему придуманную историю, но «товарищ» не поверил в правдивость истории, отвернулся к окну и больше не разговаривал. Особенность характера деревенского героя в его открытости, общительности, но «городские» проявляют равнодушие, оказываются некоммуникабельными.

6. В самолёте. Здесь отметим один важный факт: как бы ни менялось художественное пространство (магазин, поезд, самолёт, кстати, довольно-таки замкнутое), но ситуация с Чудиком остаётся прежней: люди не понимают его и не принимают. Вот и читатель газеты (опять интеллигентный, городской) не оценил услуги Чудика, когда тот поднял его искусственную челюсть.

7. В аэропорту. «Чудачество» героя проявляется в тексте телеграммы, которую не принимает «телеграфистка, строгая, сухая женщина».

8. На Урале у брата. Софья Ивановна, сноха, сразу же невзлюбила Чудика. Братья радостно вспоминают детство, но их радости не разделяет жена брата. Сама из деревни, буфетчица в управлении, она презирает деревенских, уважает только ответственных работников. Ключевая фраза: «Сколько злости в человеке!..» Попытка расположить к себе злую сноху оказалась неудачной. Чудик разрисовал детскую коляску, представляя, как приятно будет изумлена сноха, мысленно называя её «чудачка». Но сноха не оценила «народного творчества», и герой вынужден был уехать домой. Рассмотрим, как автор передаёт эмоциональное состояние своего героя в эту самую сложную для него минуту. Во-первых, он использует фигуру умолчания: «Чудик поспешил сойти с крыльца… А дальше не знал, что делать». Во-вторых, использует лексический повтор и парцелляцию, чтобы усилить эмоциональность речи: «Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно». Автор использует дословный повтор: «больно», ненавидят – ненавидели; не поймёт; риторические вопросы: «…зачем же жить?» «Да почему же я такой есть-то?» Последний вопрос звучит второй раз (первый раз в истории с деньгами).

9. Возвращение домой. Важную роль здесь играет пейзаж: «С одного края небо уже расчистилось, голубело, и близко где-то было солнышко. И дождик редел, шлёпал крупными каплями в лужи» в них вздувались и лопались пузыри». Природа помогает герою восстановить душевное равновесие.

10. Финал рассказа документален. Автор сообщает сведения о герое, словно заполняет его анкету. Мы узнаём настоящее имя героя: Василий Егорыч Князев. Семантика имени дополняет образ героя. Василий – «царственный». Егорыч (Егор, Георгий – победоносец). Князев – от слова «князь». Маленький человек – царь своей души, победитель зла, который легко восстанавливает своё душевное равновесие, какие бы неприятные истории ни преподносила ему судьба. Герою Шукшина было 39 лет, он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом. Все эти «данные» подчёркивают, что Чудик сохранил в душе детскость, невинность и нравственную чистоту. А «Нравственность есть Правда» - так считал Шукшин.

Проанализируем связность текста. Выделим повтор слов одной тематической группы. Люди (родственники Чудика): жена, брат, племянники, сноха. Чудик пытается найти путь к их сердцу. Но ничего не получается. Отношение к жене раскрывает текст телеграммы: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Но жена называет его ничтожеством, может стукнуть шумовкой по голове. Брат вспоминает, как «зацеловывал» грудного младенца Чудика, но он бессилен против злобы жены и только плачет: «Вот она, моя жизнь! Видел? Сколько злости в человеке!.. Сколько злости!» Дословный лексический повтор слов «злости», «невзлюбила» усиливают отрицательное отношение жены брата к Чудику. Ещё одна тематическая группа люди (чужие) может быть разделена на городских и сельских жителей. Городские: мужчина в шляпе, полная женщина с крашеными губами, упоминаемый ими Александр Семёныч, которого отправляют на пенсию из-за склероза, новый начальник «без году неделя», интеллигентный товарищ в поезде, читатель газеты в самолёте, которого ярко характеризует пошлая фраза: «Дети – цветы жизни, их надо сажать головками вниз». Сюда же относится мрачноватый лётчик, посадивший свой самолёт на картофельное поле; строгая сухая телеграфистка. Общее в этих второстепенных персонажах: их «догматичность», необщительность, сухость, бесчувственность, равнодушие. Сельских жителей вспоминают братья, подчёркивая, что «в деревне-то люди лучше, незанозистые». Степан Воробьёв – Герой Советского Союза, девять танков уничтожил. На таран шёл… А разузнали только недавно, считали – без вести…» Максимов Илья – кавалер Славы трёх степеней.

Сравнивая эти две тематические группы, можно подчеркнуть, что писатель отмечает нравственное превосходство сельских жителей.

Отметим, что в речи автора и его героя присутствуют разговорные и просторечные слова. В речи Чудика есть такие слова: «не швыряются», «прикарманить», «дурак». «пьяная харя», «зажилили». В речи автора, которая часто перетекает в несобственно-прямую речь, отметим такие слова: «влипал», «племяшам», «пристроился», «поддакивала». «огорошит». С одной стороны, такая лексика придаёт тексту эмоциональность, экспрессивность, с другой стороны, является средством речевой характеристики героя.

Обратим внимание на ещё один интересный факт. Чудик про себя называет жену своего брата «чудачка», когда разрисовывает детскую коляску, восхищается своей работой и предвкушает «приятное изумление» снохи. Здесь и страстное желание доказать, что люди из деревни талантливы, не нужно относиться к ним с презрением, и стремление установить мир со злой женщиной. В глазах Чудика жена брата чудачка, потому что он не может объяснить причин её злобы.

Чужая речь в рассказе передаётся с помощью диалогов. Отметим количество диалогов: 1) разговор Чудика с женой о блесне; 2) диалог в магазине между мужчиной в шляпе и женщиной с накрашенными губами; 3) диалог в поезде между Чудиком и интеллигентным товарищем в очках; диалог в самолёте между Чудиком и читателем с газетой; 4 ) диалог в аэропорту с телеграфисткой; 5) диалоги с братом Дмитрием.

Диалоги помогают наиболее полно и ярко раскрыть характер главного героя и его взаимоотношения с окружающими.

В рассказе раскрывается нравственная проблематика: взаимоотношения между городскими и сельскими жителями, проблема семейных отношений; проблема «маленького человека» - чудика с детским взглядом на жизнь; проблема непонимания между людьми.

Автор с сочувствием и добрым юмором изображает своего героя, раскрывая такие его качества: простоту, искренность, правдивость, честность, искренность, естественность, общительность, открытость, наивность и доверчивость, незлобивость.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.