|
Вы здесь: Критика24.ру › *Общие критические статьи
Формы авторского присутствия в рассказе В. М. Шукшина «Алёша Бесконвойный» (*Общие критические статьи)Формы авторского присутствия в рассказе В.М. Шукшина «Алеша Бесконвойный» 1. По современным справочным изданиям дайте определение понятиям «автор», «повествователь», «рассказчик», «литературный герой». Автор – это создатель какого-нибудь произведения. Образ автора – это обобщённый образ творчества, творческого начала личности, но не конкретного лица. Образ автора не тождествен личности автора произведения. Повествователь – это тот, кто повествует о каком-нибудь событии, лицо, от имени которого ведётся рассказ о событиях и людях в эпических и лиро-эпических произведениях. Рассказчик – это условный образ человека, от лица которого ведётся повествование в литературном произведении. Литературный герой – это действующее лицо в художественном произведении, обладающее отчётливыми чертами характера и поведения, определённым отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям, показанным в произведении. 2. Определите первые впечатления от прочитанного рассказа и сформулируйте его идею. Небольшой по объёму рассказ читается на одном дыхании, интересно следить за повествованием, где раскрывается необычный характер «человека – недогматика», «не посаженного на науку поведения». Идея автора заключается в том, что у каждого человека должна быть какая-нибудь «чудинка», люди не должны быть похожи друг на друга, как деревья в лесу, у человека есть душа, которая требует внимания к себе, нравственной, духовной работы. 3. Выявите соотношение в композиционных частях рассказа описания, повествования, диалога, внутреннего монолога. Какая из форм построения речи доминирует в рассказе и почему? Разделим рассказ на композиционные части и проанализируем каждую из них. 1 часть. Знакомство с героем. Повествование о герое. Деревенское прозвище – Алёша Бесконвойный (настоящее имя Костя Валиков). Голос автора сливается с голосом односельчан, когда объясняется причина такого прозвища: «за редкую в наши дни безответственность, неуправляемость», которая проявляется только в субботу и воскресенье. В остальные дни герой - безотказный работник, старательный работник, умелый, пастух, скотник, кочегар. Слышится в авторской речи неодобрительный голос односельчан: «этот преподобный Алёша» «сроду такой». Преобладает разговорная лексика («как об стенку горох», «всё без толку»), разговорные интонации («жалели вообще-то: у него пятеро ребятишек…»; чувствуется сказовая манера изложения. Используется диалог, очевидно, разговор начальства с Алёшей, которое пытается воздействовать на подчинённого, но безрезультатно: «Вот и поговори с таким». 2 часть. Повествование о том, что делал герой в субботу. Авторская «точка видения» сменяется. Сначала слышится неодобрительный голос односельчан, которые не понимают Алёшиной любви к бане. Эмоциональность и экспрессивность речи придают следующие выразительные средства: 1) вопросно-ответная форма изложения («Что же он делал в субботу? В субботу он топил баню». 2) парцелляция (Всё. Больше ничего»). 3) Лексический повтор, сравнения, выстроенные в форме градации, восклицательные, вопросительные предложения, фигура умолчания (Накалял баню, мылся и начинал париться. Парился как ненормальный, как паровоз, по пять часов парился! С отдыхом, конечно, с перекуром… Но всё равно это же какой надо иметь организм! Конский?») Затем слышится только голос автора, из которого и можно понять, как автор относится к Алёшиной «банной страсти» (в отличие от односельчан, автор не осуждает своего героя, а, напротив, поддерживает, принимает его таким, каков он есть. Внутреннее состояние героя начала субботы после пробуждения передаётся с помощью следующего лексического ряда: «у него распускалась в душе тихая радость» - глагол- метафора содержит скрытое сравнение с цветком – душа расцветала, словно цветок; «Он даже лицом светлел. Он даже не умывался… - автор использует анафорический повтор для усиления выразительности. 3 часть. Подробное, в деталях описание одной такой субботы. 1) Описание погоды дано глазами автора и его героя, который любит ненастную погоду. Лексический ряд, характеризующий такую погоду: скучная, зябко, сыро, ветрено, пробрызнул дождик, постукало мягко, дробно в стёкла окон, загудело, ветер наладился, ветер снеговой, холодный. Мы видим, что преобладает разговорная лексика. 2) Алёша колет дрова, обращаясь ласково к чурбаку, как к живому существу. (повествование). Здесь же описание наколотых поленьев, слышится голос автора и героя: «Белизна и сочность, и чистота сокровенная поленьев, и дух от них – свежий, нутряной, чуть стылый, лесовой». Автор вместе с героем наслаждается не только видом, но и запахом поленьев. 3) Описание Алёши, который носит воду в баню, дано глазами баб у колодца: «смех смотреть». Автор использует полилог, чтобы подчеркнуть, что деревенские жители относятся к Алёше с иронией, с насмешкой, не понимают его и осуждают за любовь к субботней бане: -Ты глянь, глянь, как пружинит! Чисто акробат!.. - И не плескает ведь!.. 4) «Дорогая минута Алёши» - посидеть на порожке бани после того, как натаскал воды, покурить, полюбоваться инструментами, с помощью которых он будет «упражняться» в воскресенье. Описывая внутреннее состояние героя («предвестье скорого праздника», «подмоет радость»), автор использует несобственно-прямую речь: «Ни у кого ещё баня не топилась. Потом будут, к вечеру, на скорую руку, кое-как, пых-пых… Будут глотать горький чад и париться. Напарится не напарится – угорит, придёт, хлястнется на кровать, еле живой, и думает, это баня. Хэх!..» 5) «Ах, славный момент!» Алёша поджигает поленья в каменке. Автор использует несобственно-прямую речь и ретроспекцию. Для Алёши добывание огня не только целое искусство, но и «волнующий момент». Когда он смотрит на разгорающийся огонь, в нём возникают философские мысли, он делает свои маленькие открытия. Автор использует внутреннюю речь героя: «Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково… Два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтобы люди прожили одинаково!» Здесь Алёша ведёт мысленный спор с предполагаемыми оппонентами, и автор полностью на стороне своего героя. Какое же открытие делает Алёша в эту минуту? «…человек, помирая, в конце самом, - так вдруг захочет жить, так обнадеется, так возрадуется какому-нибудь лекарству!.. Это знают. Но точно так и палка любая: догорая, так вдруг вспыхнет, так озарится вся, такую выкинет шапку огня, что диву даёшься: откуда такая последняя сила?» Рассказывая о любви Алёши к своим детям (« у него в груди ныло от любви и восторга»), автор обращает взгляд в прошлое, когда дети ещё были маленькими и беспомощными, именно тогда Алёша больше всего их и любил. 6) Диалог с женой за чаем. Дежурные фразы о погоде, о Кузьмовне, которая приходила занять денег. Этот диалог подчёркивает, что герою некому открыть душу, поведать свои самые сокровенные мысли, он одинок. 7) Отношение жены к Алёшиной «субботе». Используется ретроспекция – взгляд в прошлое, для того чтобы объяснить, почему жена «отступилась», смирилась с Алёшиной «блажью». Раньше из-за субботней бани возникал конфликт между Алёшей и его женой Таисьей, которую однажды испугал отчаянный крик Алёши: «Что мне, душу свою на куски порезать?!» Жена старшего брата Алёши Ивана довела своего мужа до самоубийства, поэтому Таисью предупредили: «Смотри… а то не в роду ли это у них». 8) Алёша в жаркой бане. «Желанный покой на душе». Герой счастлив, довольствуясь малым, но для него это главное: «Ребятишки не болеют, ни с кем не ругался, даже денег взаймы взяли…» Несобственно-прямая речь помогает автору раскрыть внутренний мир своего героя, который серьёзно задумывается о смысле жизни, о том, что в ней является самым главным. Писатель обращается к ретроспекции, чтобы наиболее полно и ярко охарактеризовать своего героя, показать его доброту, незлобивость, неспособность копить в душе обиды. Для этого автор и рассказывает об «Але крепдешиновой», используя несобственно-прямую речь. После войны, о которой Алёша вспоминает с омерзением, молодой солдатик возвращается домой. На какой-то станции ещё за Уралом на перроне к нему подошла молодая женщина и попросила подвезти, назвав её сестрой. Этот момент в своей жизни Алёша вспоминает каждую банную субботу. История любви героем «Али крепдешиновой» может истолковываться как история любви праведником грешницы. «Аля крепдешиновая» заманила солдатика к себе домой, чтобы обворовать. Но Алёша не держит на неё зла в душе, вспоминая, только усмехается: «… он её любил, Алю-то». 9) Диалог Алёши с женой. Герой старается скрыть свою «субботнюю радость», которая всех раздражает. Предмет разговора прозаический: про деньги, которые семья Кузьмовны «огребёт» после продажи картошки; об ангине Кольки, которого жена всё же отправила в школу. Несобственно-прямая речь помогает автору раскрыть мечты Алёши о будущем своих детей, мысли о преимуществе городских людей перед деревенскими в культуре, в умении не зазнаваться и не унижать других в общении. 4 часть. Кульминация. Мытьё в бане не простое соблюдение чистоты тела, а некий ритуал, священнодействие, «жизнь –вполне конкретная, но и вполне тоже необъяснимая – до краёв дорогая и родная», «маленький Ташкент». В эту минуту «мелкие мысли покинули голову, вселилась в душу некая цельность, крупность, ясность – жизнь стала понятной». Алёша недосягаем для «суетни и злости» за окошечком бани, стал «большой и снисходительный». Перед нами сельский праведник, живущий любовью к детям, к «степи за селом, к заре, к летнему дню». Праведность Алёши подчёркивается религиозно – литературной реминисценцией: «Загорится какой-нибудь куст тихим огнём сверху… И так вдруг обогреет тебя нежданная радость…» Мотив ангела, являющегося пророку в виде горящего куста, есть и в Библии, и в Коране. 5 часть. Развязка. «Суббота ещё не кончилась, но баня уже кончилась». Из этой части мы узнаём, что подрастающий сын начинает стыдиться отца – скотника и пастуха. Но Алёша, преодолев обиду, не показывает и виду, что заметил перемену в сыне. Жена не понимает высокого духовного настроя Алёши и на его воспоминания о когда-то сочинённом дочкой стишке ничего не говорит, «усунувшись» опять в сундук, «откуда тянуло нафталином». Итак, сделаем вывод В рассказе доминируют две формы построения речи: повествование и внутренний монолог. Повествование необходимо автору, потому что он стремится подробно, в деталях, последовательно описать субботний банный день своего героя. Этот день – главный и долгожданный в жизни Алёши Бесконвойного, это священный обряд, таинство, в ходе которого происходит нравственное очищение, душа наполняется любовью к людям и миру. Каждое действие героя в этот момент полно какого-то высокого значения, сакрального смысла. Внутренняя речь помогает раскрыть душевный мир героя, его сокровенные мысли и чувства. Алёша одинок, никому не может доверить свои тайные мысли, так как никто: ни родные люди, ни односельчане – не разделяют его субботней радости и относятся к ней неодобрительно. Здесь автор, как всеведающий и всезнающий творец, открывает нам внутренний мир своего героя.
2. Какое значение для развития основного содержания рассказа имеет ретроспекция? Ретроспекция как форма речевого выражения отсылает читателей к прошлому героя, имеющему важное значение для раскрытия характера персонажа. Повествовательный приём обращения в прошлое персонажа выполняет функцию пояснения. Постоянные субботние воспоминания Алёши Бесконвойного об «Але крепдешиновой» подчёркивают, что этот небольшой по сути жизненный эпизод имел важное значение для героя. Это была первая любовь молодого солдатика, которая не забывается. Ретроспекция в данном случае – это и средство характеристики героя, который прощает обман и продолжает любить героиню – «грешницу». 3. Проведите наблюдения над формами авторского присутствия в тексте произведения: а) выявите признаки сказа (разговорные обороты речи, интонация, присловья, просторечия); б) определите, когда рассказчик смотрит на Алешу со стороны глазами окружающих его людей, где голос рассказчика сливается с голосом Алеши (внутренние монологи в форме несобственно-прямой речи); г) определите, как в тех или иных ведущих интонациях раскрывается отношение рассказчика к герою. Формы субъективации авторского повествования можно разделить на две группы: словесные приёмы, которые ориентированы на чужое слово (прямая речь, несобственно-прямая речь, внутренняя речь) и композиционные приёмы, которые отражают важное перемещение точки видения. В рассказе В. М. Шукшина можно выделить признаки сказа. К ним относятся разговорные обороты речи: «завёл такой порядок», «сроду такой», «махнули на него рукой», «какой надо иметь организм», «пошёл махать топориком», «милое дело», «пошёл пластать», «пошёл драить». «заломило сердце», «рот свело», «так и валили пар», «диву даёшься». Присутствует разговорная интонация, которая создаётся с помощью инверсий, разговорных частиц, лексических повторов, парцелляций: «Его звали-то не Алёша, он был Костя Валиков, но все в деревне звали его Алёшей Бесконвойным. А звали его так вот за что: за редкую в наши дни безответственность, неуправляемость». Автор использует присловья (поговорки, вставляемые в речь ради украшения): «как об стенку грох», «брось дурачка из себя строить», «гори всё синим огнём», «пропади пропадом». Можно отметить использование просторечий, разговорных слов: «выпрягался», «остальной чеснок» (о детях), «пробрызнул» (о дождике), «наладился» (ветер), «хлястнется» (на кровать), «ушлёпали» (в школу), «подъелдыкнула», «брякнулась», «полыхнул», «огребут» (деньжат), «усунулась». 4. Насколько типичен для писателя рассказ «Алеша Бесконвойный»? Какие особенности его таланта проявились в этом рассказе? Рассказ «Алёша Бесконвойный» типичен для Шукшина, так как в нём раскрывается типичный в прозе писателя характер человека из народа. Герои В. М. Шукшина – простые люди, живущие на земле, деревенские жители. Эти герои чаще всего импульсивны, поддаются порывам, крайне естественны в проявлении чувств, действуют «в силу внутренних нравственных понятий», которые зачастую расходятся с понятиями окружающих людей, они одиноки, не приняты и не поняты обществом, обладают «чудинкой». Выделяются из общей массы, кажутся окружающим чудаком или «чудиком», как называется один из рассказов Шукшина. Своеобразие рассказа «Алёша Бесконвойный» в том, что в изображении характера главного героя в подтексте есть мысль о праведности персонажа. Например, имя Алёша оживляет народные представления об Алексее Божьем человеке. Односельчане с иронией называют героя «этот преподобный Алёша». История любви героем «Али крепдешиновой» может пониматься как история любви праведника к грешнице. Религиозная реминисценция «неопалимой купины» - загорающегося тихим светом куста – тоже подчёркивает праведность героя. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|