|
Вольтер:«Человек вне общества не может иметь морали» (ЕГЭ обществознание)В выбранном мною высказывании раскрывается значение общества в формировании морали и нравственных ценностей индивида. Проблема, несомненно, актуальна в рамках современных реалий и условиях открытой социальной структуры современного общеста. Один из величайших философов-просветителей, Вольтер, писал: «Внеобщественный человек не может иметь морали». Другими словами, общество является главным условием формирования морали у человека. Моральные ценности как регуляторы поведения прививаются ребенку с раннего детства родителями, учителями, воспитателями, а без этой основы невозможна полная социализация человека в обществе. Индивид же, находящийся вне общественного влияния, не будет иметь морали, т.к. он будет лишен главного регулятора и воспитателя нравственный ценностей- других людей. С такой точкой зрения сложно не согласиться, ведь нравственные ценности и мораль, способность анализировать свои поступки по критериям «добро и зло»-это то, что отличает человека от животного. А человек же в свою очередь становится человеком только в обществе. Для подтверждения выбранной точки зрения можно привести следующие теоретические доводы. Прежде всего, рассмотрим понятие морали. Мораль можно определить как форму общественного сознания, состоящую из системы ценностей и требований, регулирующих поведение индивида. Ученые обычно выделяют несколько этапов в развитии норм морали. Сначала было «табу» на что-либо, потом появлялся обычай, обычай перерастал в традицию, а традиция уже-в правило морали .Мораль имеет множество важных функций: регулятивную, ценностно-ориентационную, воспитательную, мотивационную, познавательную, социализирующую, а также коммуникативную. Соблюдение норм морали, в отличие от норм права, не закрепляются в правовых актах, они существуют исключительно в сознании людей. Нормы морали соблюдаются добровольно, а за их невыполнение не предусмотрено наказание. Таким образом, уже исходя из определения морали, мы понимаем, что данное понятие способно существовать исключительно в обществе. Помимо теоретических обоснований, можно привести и конкретные аргументы. Например, в сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», человек, владеющий поместьем, захотел, чтобы бог избавил его от мужиков- бог так и сделал. В его поместье остался только он сам. Спустя некоторое время без общества помещик одичал-стал ходить на четвереньках, оброс шерстью и перестал мыться. О моральных нормах и речи не шло-все это отошло на второй план, было забыто. В помещике начали преобладать исключительно животные потребности. Еще одним примером является девочка-маугли Камала. Девочка была воспитана волками, а нашли ее люди только в возрасте 9 лет. Девочка передвигалась исключительно на четвереньках, боялась огня и ела только сырое мясо, раздирая его зубами. За 7 лет она выучила вчего 45 слов, которые не могла полноценно составлять в предложения. Без человеческого общества, человеческого воспитания в первые годы своей жизни(хоть и находилась в обществе в последствии), она не смогла усвоить элементарные нормы поведения и морали, принятые в социуме. Таким образом, проанализировав теоретические доводы, а также практические подкрепления, можно сделать вывод, что, действительно, человек, живущий вне общества, не может иметь нравственных норм и моральных ценностей, принятых в нем. Обновлено: Опубликовал(а): Ksenia642211 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|