|
По цитате: «Внеобщественный человек не может иметь морали» (ЕГЭ обществознание)Своим высказыванием автор хотел донести мысль о том, что за пределами общества люди теряют свои социальные качества, и за рамками социума у человека не могут сформироваться нравственные ценности и принципы, регулирующие поведение, поэтому в таких ситуациях люди не могут поступать в соответствии с моральными нормами. Нельзя не согласиться с мыслями Вольтера, ведь, действительно, человек не может обладать определённым набором моральных ценностей и правил, если будет отдален от общества. Никто не сможет научить его распознавать разницу между хорошими и плохими качествами и поступками, такой человек не будет придерживаться установленных в социуме норм поведения, ведь он в нем не воспитывался. Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Для начала вспомним, что же такое мораль. Мораль — это особый способ регулирования общественной жизни с позиции гуманизма, добра и справедливости. И, безусловно, она не может сформироваться вне общества, ведь человек — биосоциальное существо, без общества люди не смогут пройти процесс социализации — процесса усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих успешно функционировать в обществе. Также только в обществе у индивида, отдельно взятого представителя человеческого рода, может сформироваться личность. Личность — это совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни. Возвращаясь к морали, стоит вспомнить о её содержании. Это принципы морали (положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека), как, например, справедливость, нормы морали (нормы поведения человека, возникающие из морали. Их исполнение является моральным долгом, их нарушение является источником моральной вины), моральный идеал и моральные ценности. В основные категории морали входит добро, долг, совесть и милосердие. Подтверждением мыслей автор может являться поэма Михаила Лермонтова «Мцыри». Главный герой был заперт в тюрьме, не имея возможности контактировать с людьми и реализовывать свои способности, создавать что-то и стать социально значимым, он также не познал основы морали. Когда с мальчиком пытались завести разговор, то он молчал, не считая важным проявляться уважения к людям и вести с ними беседу. Герой не знал, как стоит вести себя в обществе: что делать можно, а что делать нельзя. Мцыри также обвиняли в неправильности его поступков, но мальчик не мог осознать того, что он делает не так. В итоге в герое потух огонь и стремление жить, ведь он так и не смог стать «своим», когда вновь вернулся к социуму. Данный пример показывает, что общество действительно играет важную роль в нашей жизни и в формировании морали. Вспомним же Джона Ссебуньяна. В восьмидесятых годах мальчик сбежал из дома в возрасте четырех лет, и его обнаружили через несколько лет в джунглях. Джон нашел себе новую семью — стаю обезьян. Мальчик передвигался на четвереньках, общался звуками и боялся людей. Ссебуньяну было тяжело влиться в общество: он не умел разговаривать, отличать добро от зла, не знал моральных норм. Но спустя время Джону удалось социализироваться и даже найти в себе склонность к вокальным навыкам, поэтому мальчику все-таки удалось найти себя и стать личностью. Этот пример говорит нам о том, что моральным принципам и нормам человек может научиться только в обществе, ибо вне социума он не будет иметь представления о моральных ценностях. Подводя общую черту, следует сказать о том, что Вольтер был прав в своем высказывании, так как за пределами общества люди и правда не могут познать мораль и понимать, как отличать плохое от хорошего и какое же принятое решение будет верным, ведь всё это человек познает именно благодаря социуму. Обновлено: Опубликовал(а): Адександр Вайсман Внимание! Спасибо за внимание.
|
|