Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей (А. Смит) (ЕГЭ обществознание)

Автор данного высказывания затрагивает вопрос доминирующего положения монополий на рынке.

Адам Смит, английский экономист, говорит о возможности взвинчивания цен на ту или иную продукцию монополией сколько угодно сильно (до тех пор, пока не терпит убытки), ведь потребитель не сможет приобрести продукцию у кого-либо еще.

Я не согласен с позицией автора, поскольку в современной действительности отнюдь не всегда, не во всех случаях цены монополий являются наивысшими возможными.

Особенностями монопольного положения предприятий на рынке являются: уникальный товар, отсутствие какой-либо конкуренции, полный ценовой контроль (снижение или взвинчивание цен), а также барьеры для входа в отрасль для других хозяйствующих субъектов).

С точки зрения абстрактной экономической модели, а именно рынка самого по себе, отдельно от государства, безусловно, монополия устанавливает сколь угодно высокие цены, ведь о борьбе за покупательский спрос, казалось бы, не может быть и речи, но рынок интегрирован в государство (и зачастую им регулируется). Так, например, дабы избежать социальных потрясений, связанных с завышением цен на продукцию, существует антимонопольное законодательство.

В случае монополии ОАО "РЖД" даже при текущих ценах идет речь о демонополизации; поскольку существуют альтернативные способы перемещений для граждан, и другие компании — в борьбе за спрос — готовы их предоставить.

Также не самые высокие цены мы видим в случае винной государственной монополии в Норвегии (а также Исландии и Финляндии): с 2000 года по 2005 цены на алкоголь росли, а потребление на душу населения всё равно увеличивалось.

Подводя итог, при монопольном положении той или иной фирмы (а также любого другого хозяйствующего субъекта) её цены отнюдь не всегда будут самыми высокими из тех, по которым потребитель готов приобрести продукцию. Взвинчиванию может мешать государство (в интересах общества и экономики), хотя потенциально потребитель и мог бы заплатить больше; с другой стороны, цены могут и расти, но расти плавно (как в случае с алкоголем во многих Скандинавских странах). Трудно переоценить экономический вклад Адама Смита, однако его высказывание более актуально, во-первых, в контексте экономических моделей, а во-вторых, всё менее актуально в постиндустриальном обществе.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.