|
Вы здесь: Критика24.ру › Сравнительный анализ
стихотворения «Silentium!» Ф.И. Тютчева и «Silentium» О.Э. Мандельштама. (Сравнительный анализ)Оба стихотворения объединяет общее название "Silentium", что в переводе с латыни означает "молчание, немота". Но стихотворение Ф.И. Тютчева написано почти на восемьдесят лет раньше, что дает повод говорить: именно оно явилось первой репликой в своеобразном диалоге двух поэтов. Композиция обоих стихотворений проста: тютчевский "Silentium!" представляет собой объединение трех шестистрочных строф, мальденштановский четырех строф по четыре строки в каждой. Оба стихотворения написаны четырехстопным ямбом самым распространенным в России классическим стихотворным размером. Ямб придает обоим стихотворениям классическую величественность звучания и благородство слога. Стихотворная рифма у Тютчева смежная, в стихотворении Мандельштама рифма опоясывающая. При этом у Тютчева рифма мужская, что придает стихотворению торжественность звучания и одновременно замедляет речь (в конце каждой строки возникает пауза). Рифма же в стихотворении Мандельштама чередуется: женская мужская и наоборот, что придает стихотворению ритмические оттенки "узорность" звучания. При этом цель мужской рифмы акцентировать внимание на определенных образах. Композиционное родство обоих стихотворений выражено также тем, что последние строфы обоих стихотворений являют собой контрапункт сведение воедино всех мотивов стихотворения. Причем у Тютчева ключевые образы в каждой строфе зарифмованы со словом призывом "молчи", именно так можно истолковать повелительное наклонение, что выражено пунктуацией восклицательным знаком в названии стихотворения "Silentium!"). Стихотворение Мандельштама более похоже на загадку: Она еще не родилась, Она и музыка и слово, И потому всего живого Ненарушаемая связь. Она "всего живого ненарушаемая связь", но ее имя Афродита мы узнаем лишь в последней строфе. Использование подобного художественного метода контрапункта сходный прием, отмеченный в стихотворениях обоих авторов: и Тютчева, и Мандельштама. Главенствующий образ первой строфы стихотворения Тютчева "чувства и мечты" в "душевной глубине", которые сравниваются со "звездами в ночи". При создании образов Тютчев использует аллитерацию ("молчи" "мечты", "безмолвно" "звезды" и др.) и ассонанс ("безмолвно" "в ночи" "молчи" и др.), что позволяет создавать связи между образами. Звезды безмолвны, ночь молчит о своих мечтах. Возникающие ассоциации помогают составить общую эмоциональную картину и в то же время служат индивидуальному восприятию лирики Ф.И. Тютчева. Во второй строфе используется скрытое сравнение метафора "сердце-ключ". Третья строфа представляет собой средоточие философской мысли поэта: Лишь жить в себе самом умей Есть целый мир в душе твоей... Тютчевские строки своеобразная аллюзия к античному: "Познай себя и ты познаешь весь мир". Третья строфа построена на контрасте ("наружный шум" противопоставляется миру души) и содержит продолжение философской мысли, высказанной Тютчевым во второй строфе: "Мысль изреченная есть ложь..." Афористичность звучания фразы "Есть целый мир в душе твоей..." подводит итог лирико-философским размышлениям поэта. Сходство с тютчевским стихотворением лучше всего прослеживается во второй строфе стихотворения "Silentium" О.Э. Мандельштама. Она тоже построена на контрасте: как между образами ("спокойное" море "безумный" день) контраст по состоянию; так и в самом образе (пена на фоне темного моря бледна, а в свете дня она "сирень") контраст по оттенкам цвета. Образ немоты у Мандельштама особенный: выражение "уста немотствуют" относится к высокому стилю и в то же время немота временное состояние; в отличие от немоты, немота одна из множества немот. Так же, как и Тютчев, Мандельштам использует аллитерацию и ассонанс: эти художественные средства способствуют общему восприятию образов, их единению ("слово сердце", "немота нота", "первоначальную" "кристаллическую"). Общей чертой синтаксиса двух стихотворений является императивность их звучания (повелительное наклонение глаголов, наличие обращений, призыв к действию у Тютчева). При этом Тютчев больше "вопрошает" (многие из вопросов риторические), а Мандельштам "восклицает" (восторгается мигом "первоначальной немоты"). Оба стихотворения содержат аллюзии: "Есть целый мир в душе твоей..." Тютчева восходит к античному "Познай себя..."; "Останься пеной, Афродита!" Мандельштама отдаленно напоминает "Остановись, мгновенье!"Фауста Гете. Оба стихотворения объединяет мотив контраста дня и ночи. Тем не менее тема "Silentium" ("молчание, немота") трактуется Тютчевым и Мандельштамом по-разному. В стихотворении Тютчева звучит призыв к молчанию и обогащению своего внутреннего мира, который противопоставлен наружному, внешнему так же ярко, как день ночи. Мандельштам в своем стихотворении "Silentium" отражает общемировую концепцию возвращение к основе основ (для него ею является миг "первоначальной немоты"). Оба стихотворения являют собой образец художественного совершенства, содержит отражение глубоких общечеловеческих философский идей. Об этом свидетельствует обращение О.Э. Мандельштама к стихотворению Ф.И. Тютчева, написанному гораздо раньше. Подобная перекличка двух великих поэтов знаменует как преемственность в русской поэзии, так и значимость темы, избранной для подобного диалога. Обновлено: Опубликовал(а): Classic Внимание! Спасибо за внимание.
|
|