Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




стихотворения «Silentium!» Ф.И. Тютчева и «Silentium» О.Э. Мандельштама. (Сравнительный анализ)

Оба стихотворения объединяет общее название  "Silentium", что в переводе с латыни означает "молчание, немота". Но стихотворение Ф.И. Тютчева написано почти на восемьдесят лет раньше, что дает повод говорить: именно оно явилось первой репликой в своеобразном диалоге двух поэтов.

Композиция обоих стихотворений проста: тютчевский "Silentium!" представляет собой объединение трех шестистрочных строф, мальденштановский  четырех строф по четыре строки в каждой.

Оба стихотворения написаны четырехстопным ямбом  самым распространенным в России классическим стихотворным размером.

Ямб придает обоим стихотворениям классическую величественность звучания и благородство слога.

Стихотворная рифма у Тютчева  смежная, в стихотворении Мандельштама рифма опоясывающая. При этом у Тютчева рифма мужская, что придает стихотворению торжественность звучания и одновременно замедляет речь (в конце каждой строки возникает пауза). Рифма же в стихотворении Мандельштама чередуется: женская  мужская и наоборот, что придает стихотворению ритмические оттенки  "узорность" звучания. При этом цель мужской рифмы  акцентировать внимание на определенных образах.

Композиционное родство обоих стихотворений выражено также тем, что последние строфы обоих стихотворений являют собой контрапункт  сведение воедино всех мотивов стихотворения. Причем у Тютчева ключевые образы в каждой строфе зарифмованы со словом призывом "молчи", именно так можно истолковать повелительное наклонение, что выражено пунктуацией  восклицательным знаком в названии стихотворения  "Silentium!"). Стихотворение Мандельштама более похоже на загадку:

Она еще не родилась,

Она и музыка и слово,

И потому всего живого

Ненарушаемая связь.

Она  "всего живого ненарушаемая связь", но ее имя  Афродита  мы узнаем лишь в последней строфе. Использование подобного художественного метода  контрапункта  сходный прием, отмеченный в стихотворениях обоих авторов: и Тютчева, и Мандельштама.

Главенствующий образ первой строфы стихотворения Тютчева  "чувства и мечты" в "душевной глубине", которые сравниваются со "звездами в ночи". При создании образов Тютчев использует аллитерацию ("молчи"  "мечты", "безмолвно"  "звезды" и др.) и ассонанс ("безмолвно"  "в ночи"  "молчи" и др.), что позволяет создавать связи между образами. Звезды безмолвны, ночь молчит о своих мечтах. Возникающие ассоциации помогают составить общую эмоциональную картину и в то же время служат индивидуальному восприятию лирики Ф.И. Тютчева.

Во второй строфе используется скрытое сравнение  метафора "сердце-ключ".

Третья строфа представляет собой средоточие философской мысли поэта:

Лишь жить в себе самом умей 

Есть целый мир в душе твоей...

Тютчевские строки  своеобразная аллюзия к античному: "Познай себя  и ты познаешь весь мир". Третья строфа построена на контрасте ("наружный шум" противопоставляется миру души) и содержит продолжение философской мысли, высказанной Тютчевым во второй строфе: "Мысль изреченная есть ложь..." Афористичность звучания фразы "Есть целый мир в душе твоей..." подводит итог лирико-философским размышлениям поэта. Сходство с тютчевским стихотворением лучше всего прослеживается во второй строфе стихотворения "Silentium" О.Э. Мандельштама. Она тоже построена на контрасте: как между образами ("спокойное" море  "безумный" день)  контраст по состоянию; так и в самом образе (пена на фоне темного моря бледна, а в свете дня она "сирень")  контраст по оттенкам цвета.

Образ немоты у Мандельштама особенный: выражение "уста немотствуют" относится к высокому стилю и в то же время немота  временное состояние; в отличие от немоты, немота  одна из множества немот.

Так же, как и Тютчев, Мандельштам использует аллитерацию и ассонанс: эти художественные средства способствуют общему восприятию образов, их единению ("слово  сердце", "немота  нота", "первоначальную"  "кристаллическую").

Общей чертой синтаксиса двух стихотворений является императивность их звучания (повелительное наклонение глаголов, наличие обращений, призыв к действию  у Тютчева). При этом Тютчев больше "вопрошает" (многие из вопросов риторические), а Мандельштам  "восклицает" (восторгается мигом "первоначальной немоты").

Оба стихотворения содержат аллюзии: "Есть целый мир в душе твоей..." Тютчева восходит к античному "Познай себя..."; "Останься пеной, Афродита!" Мандельштама отдаленно напоминает "Остановись, мгновенье!"Фауста Гете.

Оба стихотворения объединяет мотив контраста дня и ночи. Тем не менее тема "Silentium" ("молчание, немота") трактуется Тютчевым и Мандельштамом по-разному. В стихотворении Тютчева звучит призыв к молчанию и обогащению своего внутреннего мира, который противопоставлен наружному, внешнему так же ярко, как день ночи. Мандельштам в своем стихотворении "Silentium" отражает общемировую концепцию  возвращение к основе основ (для него ею является миг "первоначальной немоты").

Оба стихотворения являют собой образец художественного совершенства, содержит отражение глубоких общечеловеческих философский идей. Об этом свидетельствует обращение О.Э. Мандельштама к стихотворению Ф.И. Тютчева, написанному гораздо раньше. Подобная перекличка двух великих поэтов знаменует как преемственность в русской поэзии, так и значимость темы, избранной для подобного диалога.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.