|
Вы здесь: Критика24.ру › *Общие критические статьи
Краткая биография Владимир Федорович Одоевский (*Общие критические статьи)Князь В. Ф. Одоевский (1803—1869), писатель, философ, музыкант, один из умнейших, энциклопедически образованных людей своего времени. Воспитывался в Московском благородном пансионе. В 1823 г. вместе с поэтом Д. В. Веневитиновым стал во главе общества любомудров, целью которого было «изучение современного германского любомудрия» и создание самобытной русской философии. С В. К. Кюхельбекером издавал альманах «Мнемозина» (1824—1825). Переехав в 1826 г. из Москвы в Петербург, служил в Департаменте духовных дел иностранных исповеданий, а затем помощником директора Публичной библиотеки. Дом Одоевских стал в то время духовным и интеллектуальным центром Петербурга: здесь собирались литераторы, художники, музыканты. Постоянным посетителем литературно-музыкального салона Одоевского был А. С. Пушкин, совместно с которым Одоевский и Н. В. Гоголь в 1833 г. намеревались издавать альманах «Тройчатку» (впоследствии Одоевский стал также сотрудником пушкинского «Современника»). Одоевский писал музыкальные пьесы, статьи о музыке, работал над усовершенствованием клавесина, занимался вопросами естествознания и политики, но основной сферой его деятельности была изящная словесность. Представитель течения философского романтизма в литературе, Одоевский работал преимущественно в области малых жанров: создавал аллегории («Старики, или Остров Панхаи»), притчи («Бал», «Бригадир», «Насмешки мертвеца»), сказки гротескно-дидактического содержания (в 1833 г. им был издан сборник «Пестрые сказки»), светские и фантастические повести и новеллы («Княжна Мими», «Княжна Зизи», «Косморама» и др.). В конце 30-х гг. замышляет цикл повестей об общении человека со стихийными духами («Сильфида», «Саламандра»). Своеобразной энциклопедией русского романтизма стал роман Одоевского «Русские ночи» (1843), куда вошли его наиболее значительные повести 30-х гг., обрамленные философскими диалогами. В них писатель воссоздал атмосферу собраний Общества любомудров 1823— 1825 гг. Отличительная черта прозы Одоевского — смешение фантастического и реального, мистики и рационализма, сатиры и философии, что отчетливо проявилось в новелле «Привидение». Привидение.— Впервые новелла опубликована: Литературные прибавления к «Русскому инвалиду». 1838. № 40. Публикуется по изданию: В. Ф. Одоевский. Повести и рассказы. М.: Дет. лит., 1985. «Ник. Вас. Путяге» (с. 219).— Н. В. Путята (1802—1877) — литератор, близкий друг Е. А. Баратынского. Дружеские отношения связывали его в 30-е гг. также с Одоевским и Пушкиным. «...Ириней Модестович...» (с. 219).— Первая книга Одоевского носила название: «Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою, магистром философии и членом разных ученых обществ...» (1833). Впоследствии Ириней Модестович стал сквозным героем-повествователем ряда повестей Одоевского — прием, характерный для русской литературы 30-х гг. XIX в. «...чинились...» (с. 219) — ломались, были чрезмерно церемонными. «...первородного греха...» (с. 223) — так называлось в Библии греховное падение первых людей, Адама и Евы, по наущению дьявола вкусивших яблоко познания и изгнанных за то из рая. «...о людях, являвшихся после смерти...» (с. 223).— См. примеч. к с. 121. «...о танцующих стульях...» (с. 223).— В 1830-е гг. это была одна из излюбленных тем светского общества (см. предисл.). «...вольтерьянец...» (с. 223) — последователь учения Вольтера, политический и религиозный вольнодумец. В начале XIX в. слово часто употреблялось с бранным оттенком. «...«Epitre a Uranie»...» (с. 223) — философско-дидактическая поэма Вольтера «Послание к Урании» (1733), в которой он выступает против христианского догмата о всеблагом боге. « «Discours en vers»...» (с. 223) — поэтический трактат Вольтера «Рассуждение в стихах о человеке» (1738), в котором утверждается равенство сословий и теория «разумного эгоизма». «...готической архитектуры...» (с. 224).—Для готической архитектуры (XII—XV вв.) характерны: стрельчатые арки, полукруглые окна с. многоцветными витражами, гигантские ажурные башни, устремленные ввысь, сложный орнамент. Все это противостояло гармонии и плавности линий античной архитектуры, за что итальянцы в XV в. назвали данный стиль готическим, то есть варварским. «...английский сад...» (с. 226) — разновидность ландшафтного парка, основанного на использовании естественного ландшафта. Стал выражением романтизма в садово-парковой архитектуре второй половины XVIII в. Источники:
Аннотация: В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение. Источники: Аннотация: В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение. Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
|
|