|
Краткая биография Михаил Николаевич Загоскин (*Общие критические статьи)М. Н. Загоскин (1789—1852) — исторический романист, драматург, автор многочисленных повестей. В качестве ополченца участвовал в Отечественной войне 1812 г. Служил в Публичной библиотеке в Петербурге под началом И. А. Крылова, затем в дирекции петербургских и московских театров. С 1832 г.— директор московских театров. В 1842 г. назначен директором Оружейной палаты в Москве. Написав в 1815 г. «Комедию против комедии, или Урок волокитам» в защиту А. А. Шаховского (см. комментарий на с. 261), молодой Загоскин сразу же оказался в центре литературных споров, сопутствовавших возникновению литературного общества «Арзамас». В дальнейшем как драматург выступал в жанрах стихотворной комедии («Урок холостым, или Наследники», 1822), водевиля («Деревенский философ»), сатирической комедии («Недовольные», 1829). Последняя заключала в себе грубый памфлет на П. Я. Чаадаева и М. Ф. Орлова. В историю русской литературы Загоскин вошел прежде всего как зачинатель русского исторического романа. Его первый роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (1829) принес ему славу «русского Вальтера Скотта». Его следующий роман «Рославлев, или Русские в 1812 году» (1831) побудил А. С. Пушкина на создание своей версии изложения тех же событий в незавершенной повести «Рославлев» (1831). В начале 1830-х гг. Загоскин обращается к жанру таинственных романтических повестей и объединяет их в цикл новелл под названием «Вечер на Хопре» (опубликован в журнале: Библиотека для чтения, 1834, т. 3). Мотивировка цикла у Загоскина бытовая: осенью 1806 г. в саратовской деревушке помещика Асанова собирается общество. Чтобы скоротать вечерние часы, гости рассказывают друг другу страшные истории. К этому располагает и атмосфера дома, напоминающего Удольфский замок из одноименного готического романа Анны Радклиф. Входящая в состав цикла новелла «Белое привидение» относится к числу таинственных историй Загоскина с реальной развязкой. В финале новеллы читателям обещано новое повествование, в котором бы тема привидений и фантомов решалась не столь однозначно и рационально. Таким повествованием стала следующая новелла цикла — «Нежданные гости». Белое привидение.— Текст печатается по изданию: М. Н. Загоскин. Сочинения. В 2-х т. Т. I. М.: Худ, лит., 1988. «...сражении при Нови...» (с. 132).— Нови — город в Северной Италии, где 4 августа 1799 г. французская армия была атакована русско-австрийскими войсками под предводительством Суворова и после 16-часового боя полностью разбита. «...генерал Милорадович...» (с. 132).—Граф М. А. Милорадович (1771 — 1825), назначенный в 1798 г. шефом апшеропского мушкетерского полка, совершал под началом Суворова итальянский и швейцарский походы. Отличался необыкновенной храбростью и демократизмом в отношениях с солдатами. Умер в чине санктпетербургского губернатора от раны, полученной во время декабрьского восстания 1825 г. «...Акви... Турин...» (с. 132) — итальянские города. «...Пиемонте...» (с. 132) — историческая область в Северной Италии со столицей Турин (современное написание: Пьемонт). «...купол Сюперги...» (с. 133).— Имеется в виду базилика монастыря Сюперга, построенного на холме над городом Турином (архитектор Ф. Ювара, 1715—1731). «...колоссального Петра и Павла в Риме» (с. 133).— Собор св. Петра (Сан-Пьетро), построенный в Риме в первой половине XVI в. на месте древней базилики, был наиболее крупной строительной работой в эпоху итальянского Возрождения. В его сооружении принимали участие почти все известные итальянские зодчие: Донато Браманте, Рафаэль, Бальдассаре Перуцци, Микеланджело и др. Собор приобрел особое значение в связи со стремлением пап укрепить позиции католицизма и папского государства: здание должно было затмить собой руины языческих храмов и предшествующие ему христианские постройки. «Маледетто!» (с. 133) —Проклятие! (итал.) «...померанцевых деревьев...» (с. LJ4).— Померанщ—- вечнозеленое плодовое дерево, то же, что и горький апельсин. «...тосканском наречии...» (с. 135).— Тоскана — бывшее герцогство в центре Италии. У римлян известна под именем Этрурии. В состав входили провинции Ареццо, Флоренция, Пиза и др. «...неотпетый мертвец...» (с. 136).—Согласно христианскому мировоззрению, души людей, над которыми священником не был совершен особый обряд отпевания, не могут расстаться с землей и вознестись на небо. В народе существовало поверье, что неотпетые мертвецы становятся вампирами. Источники:
Аннотация: В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение. Обновлено: Опубликовал(а): Nikotin Внимание! Спасибо за внимание.
|
|