|
«Странный» человек в русской литературе XIX–XX веков на примере произведений Астафьева (ЕГЭ по литературе)Образ «странного человека» в русской литературе — это один из тех феноменов, которые способствуют глубокому пониманию человеческой природы и социальной жизни. Странный человек, как правило, оказывается вне системы, не вписывается в устоявшиеся нормы и правила, что зачастую делает его жертвой предвзятости и непонимания. В произведениях Василия Астафьева, замечательного русского писателя XX века, этот образ предстаёт в многообразии и сложности. Через его упорство, внутренние переживания и непохожесть на окружающих, Астафьев раскрывает не только личные драмы своих персонажей, но и шире — экзистенциальные кризисы людей в условиях разрушенных моральных ориентиров. В рассказе «Заяц», например, главный герой — человек, который совершенно не вписывается в социальные шаблоны своего времени. Он обладает своим уникальным взглядом на мир и осознает свою ненормальность. Астафьев описывает его как человека, который предпочитает тишину природы шуму городской жизни. Эта «странность», несомненно, вызывает недоумение у окружающих, пытающихся понять его мотивы и принципы. В этом произведении художественные средства, такие как детализированные описания природы и внутренние размышления героя, помогают читателю почувствовать его отчуждение и одиночество. Астафьев пишет: «…человек думал о себе, как о зайце, который запутался в сети, и не понимал, как выбраться». Через метафору зайца автор показывает, как герой чувствует себя в этом мире — запутанным, бессильным и отчаянно пытающимся вырваться из оков общества. Эта яркая метафора позволяет углубить понимание внутреннего мира героя, его стремления к свободе и неподконтрольности. Другой важный рассказ Астафьева, «Аист», также демонстрирует странность его персонажа. Здесь описывается мужчина, который страдает от потери любимого человека. Он продолжает жить в воспоминаниях, тренируя на своей ферме аистов — этих удивительных птиц, символизирующих новую жизнь. Странность здесь обрисована через повседневные ритуалы героя: его симпатия к аистам и забота о них выглядят необычно для его окружения. Окружающие не понимают, как человек, потерявший близкого, может быть столь привязан к птицам. Астафьев использует яркие образы и аллегории, чтобы передать тему непонятости и одиночества. Изображая аистов как символ надежды и ностальгии, писатель показывает, что даже самые странные привычки могут стать источником силы и утешения. Здесь же проявляется и присущий Астафьеву лиризм — стоя на краю своего внутреннего мира, герой пытается восстановить свои чувства и вернуться к жизни через заботу о других. Важным элементом творчества Астафьева является то, как он акцентирует на страданиях и внутренней борьбе своих персонажей, тем самым отражая более широкий контекст. В рассказе «Старик» герой — пожилой человек, который, несмотря на свой возраст, продолжает искать свое место в быстро меняющемся мире. Его странные поступки и обрывочные мысли вызывают недоумение у молодежи, которая не понимает ценности его опыта. Астафьев проявляет художническое мастерство в использовании контрастов: на фоне динамично меняющегося общества стоит старик, являющийся носителем исторической памяти и мудрости. Художественные средства в этом случае раскрывают неравенство, с которым сталкиваются поколения. Странный человек здесь — это что-то среднее между мудрецом и изгоем, что ставит под сомнение ценности и ориентиры общества. Таким образом, образ «странного человека» играет ключевую роль в произведениях Василия Астафьева. Через его персонажей писатель исследует сложные внутренние конфликты, а также социальные и культурные трансформации своего времени. Странность этих героев становится важным маркером понимания человеческой природы, глубины страдания и стремления к свободе. Используя богатый язык, метафоры и контрасты, Астафьев заставляет читателя осмысливать, насколько сложно быть истинным собой в мире, полном ожиданий и предвзятостей. Эти произведения актуальны и сегодня: они учат нас видеть уникальность каждого человека, независимо от его странности, и ценить внутреннюю свободу как важнейшую составляющую человеческой жизни. Обновлено: Опубликовал(а): Амина Жуманиязова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|