Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Тема воспитания в одном из произведений русской литературы XVIII–XIX веков по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (ЕГЭ по литературе)

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» поднимается важная тема воспитания. Автор стремится показать основной конфликт 18 века: столкновение невежества и просвещения. Г-жа Простакова и Стародум выступают в роли воспитателей молодого поколения-Митрофана и Софьи. Рассмотрим, как же проявляется данная тема в произведении Д. И. Фонвизина

Митрофан — недоросль, воспитываемый г-жой Простаковой. Из-за слепой любви мать всячески балует сына: «Поди, порезвись…». С самого детства герой получает уроки «злонравия»: ему прививают интерес только к материальным ценностям, забывая о нравственных: «Нашел деньги на дороге, ни с кем не делись… все себе оставь».

Митрофан не видит смысла в изучении наук, поэтому с неуважением и грубостью относится к преподавателям: «Неси доску, гарнизонная крыса!». Автор комично описывает экзамен, устроенный для данного героя. С помощью исковерканного слова «еорграфия», реплики персонажа « …в толк не возьму, о чем спрашивают» подчеркивается глупость, необразованность Митрофана, учащегося «для виду». Так, из-за отсутствия строго воспитания, из-за того, что г-жа Простакова лишь балует сына, герой Д. И. Фонвизина растет настоящим недорослем, не знающим элементарных наук и не уважающим людей.

Другую героиню- Софью-можно назвать нравственным идеалом. Софья- племянница Стародума. От природы добрая героиня воспитывается в доме г-жи Простаковой, олицетворяющем атмосферу невежества. Софья читает «..книжку Фанеллона…», занимаясь самообразованием. Благодаря нравственным урокам Стародума: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время», у героини появляются верные ориентиры, она учится ценить людей не по внешним данным, а по личностным качествам, соглашаясь с мыслью о том, что «наружность нас ослепляет». Так, благодаря воспитанию дядюшки, Софья остается верна законам «добронравия», вырастает образованной и высоконравственной.

Митрофан и Софья- явные антиподы. Различие между ними проявляется в их отношении к старшим. Так, в конце произведения Митрофанушка отворачивается от г-жи Простаковой: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!», проявляя неуважение и жестокосердие. Софья же наоборот при любой возможности старается прислушиваться к советам своего родственника, проявляя искренность, воспитанность: «Всё, что вы ни говорите, трогает сердце моё…». Она до конца остается верна нравственным законам, поэтому прощает лицемерную г-жу Простакову, жалеет её. Так, оба героя, видя родственников в качестве образца поведения, вырастают по их подобию. Митрофанушка становится злым, лицемерным человеком, не уважающим чужие чувства, а Софья-доброй и милосердной девушкой.

Таким образом, в комедии «Недоросль» ярко представлена тема воспитания. Д. И. Фонвизин подчеркивает, как важен правильный пример перед глазами ребенка. Только человек, воспитанный по принципам «добронравия», может стать нравственным ориентиром. Необходимо учить детей добру, истинным ценностям, как это делает Стародум. Из-за различного воспитания Митрофан вырастает необразованным, жестоким человеком, а Софья-доброй, умной.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.