|
«Мы живём, под собою не чуя страны…» на примере произведений Э. О. Мандельштама (ЕГЭ по литературе)Осип Мандельштам — один из самых выдающихся русских поэтов XX века, чья поэзия глубоко отражает эпоху социальных потрясений, революций и репрессий. Его творчество наполнено глубокими размышлениями о судьбе человека, времени и истории. Стихотворения Мандельштама часто несут в себе ощущение тревоги, страха перед будущим и одновременно стремление к сохранению человечности и культурных ценностей. В данной работе мы рассмотрим несколько ключевых стихотворений поэта, чтобы раскрыть их тематику и художественные особенности. "Мы живём, под собою не чуя страны..." — это одно из наиболее известных стихотворений Осипа Мандельштама, написанное в 1933 году. Оно стало своеобразным манифестом эпохи сталинских репрессий и выражением внутреннего протеста против тоталитарного режима. Название стихотворения уже само по себе является метафорой, отражающей состояние общества того времени: люди живут, но они словно потеряли связь со своей страной, с её историей и культурой. В первой строфе поэт описывает ощущение беспомощности и страха:
Здесь Мандельштам использует приём аллюзии, намекая на Сталина («кремлёвский горец»), который становится символом власти и страха. Люди боятся говорить даже шепотом, потому что каждое слово может стать причиной ареста или казни. Поэт мастерски передает атмосферу тотального контроля и подавления свободы мысли. Во второй части стихотворения автор обращается к теме культурного наследия и памяти: И над нами пустое небо — Пустота, а не голубизна! И такой нам выпал жребий Не дышать, а выдохнуть нельзя. Небо, которое обычно символизирует свободу и простор, здесь превращается в символ пустоты и отсутствия надежды. Жизнь людей становится бессмысленной, они лишены возможности свободно дышать и жить. Этот образ подчеркивает трагизм существования в условиях репрессивной системы. Другим важным произведением Мандельштама является стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков», написанное в 1931 году. Это произведение также посвящено теме исторической памяти и культурной преемственности. Поэт размышляет о том, как важно сохранить наследие прошлого для будущих поколений:
Здесь Мандельштам говорит о жертвенности, которую приносит человек ради сохранения культуры и традиций. Он чувствует себя оторванным от своих корней, лишенным права участвовать в жизни своего народа. Образ «чаши на пире отцов» символизирует утрату связи с предками и культурными ценностями. Поэт также обращается к теме времени и истории: Но и всё же: я слышу, как струн печален звон, Как он веет издалёка — Это голос мой собственный, Звон и ропот смычка моего. Этот фрагмент показывает, что несмотря на все трудности и лишения, поэт продолжает творить и сохранять свою индивидуальность. Голос его поэзии звучит сквозь время, напоминая о важности сохранения культурного наследия.
Образ города, знакомого до слез, создает ощущение глубокой эмоциональной привязанности к месту, где прошло детство автора. Петербург/Ленинград для Мандельштама — это не просто географическое пространство, а символ русской культуры и истории. Однако возвращение в родной город вызывает у поэта смешанные чувства: Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей. Фонари, которые раньше были источниками света и тепла, теперь кажутся чем-то мрачным и зловещим. Город, некогда вдохновлявший поэта, теперь воспринимается как чужой и опасный. Это отражение изменившегося общественного климата и утраты прежних идеалов. Творчество Осипа Мандельштама тесно связано с эпохой, в которой он жил. Его стихи отражают страхи, тревоги и отчаяние, вызванные социальными и политическими переменами. Обновлено: Опубликовал(а): Амина Жуманиязова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|