Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Смерть как философское понятие (Сочинение на свободную тему)

Отмеченный временем отрезок человеческой жизни: какая приятная запутанная бессмыслица, наполненная разными ощущениями и воспоминаниями. Одно из самых приятных вещей — это сон, и меня поддержат многие, ведь сон — это бета-версия смерти. Однако, в общественном сознании сон воспринимается гораздо благосклоннее, чем финал — возможно, потому что из мира Гипноса почти всегда существует выход, а из мира мёртвых обратной дороги нет.

В философии понимание сущности и понятия смерти — один из фундаментальных вопросов, ведь угасание с последующим концом не может рассматриваться исключительно как внешне наблюдаемый факт. Воздадим должное mortem и из уважения к ней рассмотрим в понимании некоторых философских традиций.

В научном понимании смерть – это окончание всех наших жизненных процессов и умирание организма с весьма непримечательными нашей гордости последствиями. «Что естественно, то не безобразно», скажете вы, однако даже в вопросах самоубийства камнем преткновения станет некрасивое распухание лица и тела от утопления, шанс промахнуться и стать инвалидом при выстреле, немедленная деформация из человека в лепешку при выборе прыжка с высоты, да и просто ароматное гниение при смерти от естественных причин.

Однако, позвольте нам мыслить шире: разложению подвержены не только тела. Распад личности, сумасшествие, амнезия — это все разные формы смерти, которые не предполагают физического умирания. В частных случаях, болезнь, депрессия, утрата близких, акты саморазрушения — это микро-финалы перед встречей с большим. При таком подходе смерть воспринимается как логичное завершение всего, принося проблемы осмысления своего движения к жизни, умирания и посмертного бытия/небытия.

Религиозная философия известных нам верований говорит об отсутствии полного уничтожения души и перерождения в новый мир и новое тело, если вы того заслужили. Например, в христианской традиции смерть понимается как еще одно испытание и трагедия жизни, отсылающая к первородному греху; получить исцеление от смерти войти в Царствие небесное можно только через преодоление греха и воскресение. Обратная сторона смерти – Страшный Суд, второй из вердиктов которого — это попадание в Ад и вечные мучения. Или же возвращение на землю в облике «нечистого» неуспокоенного духа — мавки, игоши, упыря, — могли бы добавить наши предки-основатели народной языческо-христианской демонологии. В таком случае жизнь до смерти полагалось прожить так, чтобы при перемещении в иное, божественное измерение человеку воздалось за все его поступки как можно приятнее для него, а процесс отхода в иной мир должен сопровождаться ритуалами (отпеванием, предсмертной исповедью, сжиганием на ароматных сандаловых дровах) для скорой и приятной трансгрессии души в незнакомый ей мир.

Смерть как начало новой жизни души или же становление ничем – философы-рационалисты не отвергали ни один из возможных вариантов, полагая, что истину можно познать, пользуясь разумом и логикой. Не поиск единственно верного варианта картины загробной жизни, а вопросы к настоящему привели к ответу, как умирать: без страха смерти. Ведь если вероятность твоего исхода равняется вероятности выпадения одной из сторон подброшенной монеты, не разумнее ли в своем настоящем сосредоточиться на развитии ума: чтением, размышлениями, ведением интеллектуальных бесед. «Человек свободный, то есть живущий единственно по предписанию разума, не руководится страхом смерти, — писал нидерландский философ Бенедикт Спиноза в своем сочинении «Этика», — но стремится к добру непосредственно, стремится действовать, жить, сохранять свое существование на основании преследования собственной пользы». Тело смертно: ресурс нашего организма исчерпаем. Однако, умереть не более болезненно, чем родиться, и человеческий мир, окружающий нас до этого момента, стоит того, чтобы его изучать.

Философы-аналитики же считают, что страх перед смертью оправдан. По мнению американского философа Томаса Нагеля, предписанная Лукрецием и Сенекой боль от рождения не тождествена боли от погружения в небытие. Прошлое и будущее, где нас еще не было или уже не будет, — не одно и то же, а потому для нас совершенно естественно не переживать о рождении, но страшиться смерти. Когда мы закроем глаза, для нас пропадут все земные радости и горести, из отношения к которым складывается наша человечность. И даже если потом нас ждет не небытие, а жизнь в другом мире или перерождение, мы будем вынуждены оставить тех, кто нам дорог.

Мы пытаемся избегать губительных ситуаций, не думаем о своем конце и возводим культ долголетия, по советам интернет-гуру скупая спирулину и хвосты амурских тигров. Философы круга экзистенциалистов взглянули бы на подобную суету с непониманием. Ведь смерть — это то единственное, что мы никогда никому не сможем делегировать: немецкий философ ХХ века Мартин Хайдеггер напоминает, что «никто не может отнять у другого его смерть». Мысли о смерти делают нас счастливее, ведь с осознанием конечности приходит осознание собственной свободы. И смертность — наш шанс понять за период жизни, кто мы такие и чего хотим в настоящем. В «Бытие и времени» Хайдеггер напишет, что умирание — это то, что человек должен «осуществить сам», взяв на себя ответственность и осуществив свое право выбора.

Однако, возможно выбирать придется не нам одним. Точнее, не только в данный момент осязаемой и ощущаемой версии нас. Есть в научном пространстве особая, весьма романтичная теория, объединяющая квантовую физику и философию. Это теория квантового бессмертия за авторством Макса Тегмарка. Согласно ей, каждый наш выбор открывает новую ветку реальности с новой версией человека в ней, воссоздавая алгоритмы с разным исходом: здесь мы пошли в кино с друзьями, и сидя в кресле с любимым вкусом попкорна, избежали взрыва газа в вашем подъезде, который настиг ту квантовую версию, что осталась дома. Но смерть в одной реальности не означает конец нашего существования, ведь мы всё ещё живы в той альтернативной вселенной, где выбрали провести день с друзьями. Собственно, и смерти больше нет, ведь где-то в одной из реальностей в жизнь воплотилась идея трансгуманистов о преодолении неизбежного.

Отношение к смерти, рассмотрение её как философской категории менялось — прогрессировало и наше сознание. Религиозные течения, философские концепции и научное вмешательство задали нам три вопроса: как прожить, умереть и идти после смерти. И если есть во вселенной создания, не ведающие кончины, то ответы на них они смогут найти только на глубине двух метров над землей.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.