|
Что такое сострадание? По тексту Александра Грина (ЕГЭ по русскому)Что такое сострадание? Достоин ли прощения человек, раскаявшийся в совершённом преступлении? Стоит ли прощать обидчика, если последствия его преступления отразятся не только на нём самом, но и на его семье? Подобные вопросы ставит в своем тексте русский писатель-прозаик и поэт Александр Грин, посвящая его проблеме сострадания. Размышляя над указанной проблемой, автор повествует о ситуации, в которой оказался молодой матрос. Он был ранен ударом ножа в спину. Ранил его товарищ, с которым они что-то не поделили. К счастью, рана оказалась не опасной для жизни, и пострадавший быстро шёл на поправку. На рассказчика раненый в первые минуты знакомства произвёл благоприятное впечатление. Его внешность: «руки до плеч были татуированы фигурами тигров, змей, флагов, именами, лентами, цветами и ящерицами. От него несло океаном, родиной больших душ (предложения 40, 41)» - рождала в рассказчике невольную симпатию к нему. Первоначально автор отметил в этом человеке лишь положительные качества, которые проявлялись в том, что матрос открыто не обвинял обидчика и не произносил в его адрес каких-либо оскорблений. Однако, по мере развития повествования, автор изменил своё отношение к пострадавшему моряку. Причиной для этого стал эпизод, в котором пришедший в палату доктор стал ненавязчиво просить раненого поступить по отношению к обидчику «по человечеству (предложение № 29)», то есть простить его, поскольку в противном случае начнётся судебный процесс, и тогда нападавшего ждут каторжные работы, а «у него жена, дети (предложение № 26)». Матрос долго колебался, прежде чем решить судьбу бывшего товарища, но, вероятно, обида и то, что удар был нанесён не открыто, а из-за угла, сыграли роль в принятии пострадавшим окончательного решения. Он выбрал вариант законного решения сложившейся ситуации. Приведённые примеры противопоставлены друг другу, поскольку в первом из них пострадавший предстаёт перед читателем, как человек простой, незлопамятный, рыцарски настроенный; во втором примере мы уже видим иного человека, который убеждён, что зло должно быть наказано. Осуждать или одобрять его поведение – это личное дело каждого, ведь принятие решения в данном вопросе даётся совсем непросто. Суть позиции автора заключена в следующем: человек, признавший свою вину, имеет право на прощение. Признать свою вину способен не каждый, поэтому сам факт раскаяния заслуживает безусловного сострадания. Тем не менее, с позицией автора я не согласен. Проявить сострадание к обидчику или не проявить его – это личное дело каждого. Никто не будет отрицать, что бывший товарищ раненого заслуживает снисхождения хотя бы потому, что у него есть жена и маленький ребёнок; но помнил ли он о них в момент причинения товарищу вреда и удара, нанесённого из-за угла? То-то и оно… Доказательством того, что сострадание необходимо проявлять лишь к тем, кто этого заслуживает, являются произведения художественной литературы. Так, в рассказе В. Распутина «Уроки французского» речь идёт о бедном ученике, у которого нет денег даже на еду. Чтобы помочь ему, учительница Лидия Михайловна начинает играть с ним на деньги, специально поддаваясь, чтобы ребёнок мог «заработать» и купить себе что-нибудь поесть. Таким образом, она проявляет к ученику милосердие, которого он, безусловно, заслуживает. Примером доброты и сострадания является главный герой рассказа А. И. Куприна "Чудесный доктор". Пирогов всеми способами помогает семье Мерцаловых, оказавшейся за чертой бедности: бескорыстно лечит девочку, дает денег на покупку продуктов и дров. Проявленное им сострадание спасает семью от неминуемой голодной смерти. В то же время, кто, как ни Мерцаловы, несправедливо выброшенные на обочину жизни, это помощи и сострадания достойны? Заканчивая размышление над прочитанным текстом Александра Грина, сделаю вывод: важно уметь признавать свою вину, это даёт шанс получить сострадание. Но проявить сострадание или нет – каждый решает сам, ведь что-то можно простить, а что-то – нет. Обновлено: Опубликовал(а): Филипенко Светлана Внимание! Спасибо за внимание.
|
|