|
Вы здесь: Критика24.ру › Изучение русского языка
Изображение действительности, поэтическое слово древнерусской литературы и средства художественной изобразительности языка древнерусской словесности (Изучение русского языка)Изображение действительности и поэтическое слово древнерусской литературы Произведения древнерусской литературы отличаются от современных языком. Они даже требуют переводы в ту далекую пору, когда зарождалась древнерусская литература и южные, восточные, западные славяне легко понимали друг друга. Их языки различались не более, чем теперь различаются диалекты русского языка. Когда святые Кирилл и Мефодий в 9 веке создали славянскую письменность, они положили в её основу южнославянский солунский диалект. Этот язык мы называем сейчас старославянским. Он был общим для всех славян, литературным книжным языком. Богослужебные книги на этом языке распространились по всем славянским государствам. При этом на Руси существовал свой разговорный язык, язык деловой речи, язык фольклора. Они взаимодействовали со старославянским и так постепенно сложился церковно-славянский: язык проповеди и богослужения, но писатели обращались к нему, когда размышляли о Боге. Церковнославянский язык дожил и до нашего времени. Он употребляется при богослужении и в молитве. С 18 века его элементы стали использоваться и в светских произведениях для торжественности речи. Одновременно под влиянием старославянского языка складывался и древнерусский литературный язык. Древние писатели обрабатывали существовавшие до появления письменности разговорный, деловой и фольклорный языки. Устанавливались нормы одного древнего единого русского языка. Но в древнерусской словесности не один, а два литературных языка. Каждый из них употребляется в соответствии с назначением произведения, уровня развития. Средства художественной изобразительности языка древнерусской словесности. Крупнейший исследователь древнерусской словесности — Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Рассмотрим такое изобразительное средство как сравнение. Читая произведения нового времени, мы привыкли к тому, что сравнение помогает наглядно увидеть предмет, заметить в нем новые свойства благодаря неожиданному сходству явлений. А в древнерусской словесности — другие. В «Слове о полку Игореве» повествование ведёт Боян. Он сравнивается с соловьем, серым волком и орлом. Слово, обозначающее образ сравнений сохраняет не всё своё значение, оно говорит только об одном из признаков предметов: соловей — певец, волк — быстрая мысль движения, орел — зорок как автор. Таким образом, слово превращается в символ, в котором ярко выражается мысль автора. Поэтому Боян сравнивается с рядом непохожих друг на друга образов, которые говорят в целом о том, что певец (Боян) нес людям высшие истины. Сравнения берутся автором из мира природы, это не случайно, так как древний автор создает единство мира, созданного Богом, внутреннюю связь природы и человека. Природа играет в произведении активную роль, поэтому излюбленный прием автора — олицетворение. Своеобразна в древнерусской словесности и метафора. В древнерусской словесности метафоры основаны не на сходстве явлений, а на абстракции. Так, битва сравнивается с посевом: «Не добром засеял их оратай, А костями русскими — Всеслав» «И взошёл великими скорбями На Руси кровавый тот посев». Обновлено: Опубликовал(а): Irishka Внимание! Спасибо за внимание.
|
|