Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ России в прозе (Бунин И. А.)

Ивана Алексеевича Бунина называют «последним классиком» русской литературы. Писатель гордился тем, что происходил из старинного дворянского рода, что известные поэты восемнадцатого века Анна Бунина и Василий Жуковский были его предками. С гордостью и чувством собственного достоинства он отмечает тот факт, что все его предки «были связаны с народом и землёй». Он любил Россию, хорошо знал свою родину и народ, потому что с детских лет рос среди полевых колосьев и трав, потому что быт обедневших дворян ничем не отличался от крестьянской жизни.

Образ России писатель связывает прежде всего с деревней. Если не выживет деревня, не спасётся и Россия. Все симпатии Бунин отдавал «Руси уходящей».

«Эпитафия» - так называется лирическая миниатюра, написанная И. Буниным в 1900 году. Эпитафия – это надпись на надгробном памятнике. Название говорит о том, что автор создаёт образ России, которая безвозвратно уходит в прошлое. Символом этой России становится «белоствольная и развесистая плакучая берёза, растущая у края степной дороги, да ветхий серый крест с «треугольной тесовой кровелькой, под которой хранилась от непогод суздальская икона божией матери».

Берёза хороша в любое время года, она живёт в гармонии с природой, ничем не нарушая её покой. Летом это «шелковисто-зелёное белоствольное дерево в золотых хлебах». Осенью берёза «была счастлива и покорна и вся сияла, озарённая из-под низу отсветом сухих листьев». А зимой»беспощадно трепал…ветер обнажённые ветви берёзы». Но «в дыму метели» виднелся из сугробов крест. Заблудившийся путник знал, что «сама царица небесная…охраняет…свою деревню, своё мёртвое до времени поле». Весной берёзу «обмывал…весенний дождь и пробуждал первый гром». Тогда «господь благословлял в тихие звёздные ночи расти хлебам и травам». Неизречённой красотой исполнен образ берёзы – России, которую хранил сам Бог.

Но «жизнь не стоит на месте, - старое уходит». Берёза уже не так густо зеленела весной, серый крест у дороги обветшал и упал на землю, а люди истощили поле. Деревня опустела, «равнодушная и печальная, стоит на припёке». Что же приходит на смену старому?

Новая жизнь – это «трубы заводов», «крепкие железные пути на месте старой дороги». С грустью, болью и тревогой пишет И. Бунин о запустении деревни, о сером кресте, упавшем на землю. Новая жизнь вызывает в нём лишь одни вопросы без ответов: «Чем-то освятят новые люди свою новую жизнь? Чьё благословение призовут они на свой бодрый и шумный труд?»

Быть или не быть России? Этот вопрос особенно мучил писателя с 1905 года, когда горели помещичьи усадьбы и вставал призрак новой пугачёвщины. В 1910 году он пишет повесть «Деревня», наполненную размышлениями о судьбе народа и родины. Общий колорит повести мрачен и уныл, в описаниях господствует серый цвет: «серое утро», «серый снег», «серая деревня». Название села «Дурновка» символично: в нём отражены нищета, голод, грязь, невежество, дикие нравы. Жители деревни апатичны, ленивы, равнодушны и жестоки друг к другу.

Рассказывая о братьях Красовых, Бунин раскрывает светлые и тёмные стороны русской жизни, воссоздаёт два типа русского национального характера. Кузьма – мечтатель и неудачник, бесприютный странник. Он покинул деревню и после долгих скитаний устроился конторщиком. Поэт-самоучка, он всё время отдаёт чтению книг. Тихон, напротив, крепкий хозяин, сумел выкупить дурновское имение. Жизненные итоги братьев неутешительны. Метафорой прожитой жизни для Тихона становится красивый яркий платок, который немая стряпуха истаскала наизнанку.

Светлые, привлекательные образы появляются в повести эпизодически. Это Однодворка и её юркий и сообразительный сын Сенька, безымянный мужик «с чудесным добрым лицом в рыжей бородке», странник иванушка, молодой крестьянин-возница. С симпатией и сочувствием изображена Молодая, ставшая символом новой России. Трагична судьба этой скромной и стыдливой, ласковой и отзывчивой женщины. От безысходности она выходит замуж за лентяя и хама Дениску. повесть заканчивается изображением свадебного поезда, несущегося «в буйную тёмную муть». «Деревня» Бунина указала обществу на необходимость задуматься о судьбе России и народа.

Тема памяти о той России, которую потеряли в 1917 году и которую уже не вернёшь, становится основной в эмигрантский период творчества Бунина. Роза Иерихона стала символом России, сохранённой в сердце. У этого чудесного цветка каменистых пустынных земель Палестины есть и другое название –«волчица». В названии рассказа Бунина «Роза Иерихона» встретилось несоединимое: образ пышной свежей розы и название выжженного песчаного края. У этого цветка есть удивительное свойство: даже без корней, унесённая за тысячу вёрст от своей родины, пустынная роза не умирает. Едва попав в живительную влагу, роза расцветает удивительно нежным цветом. В живительную влагу сердца, наполненного любовью к родине, писатель помещает воспоминание о России, и она воскресает в его душе. Постоянное воскрешение России в себе – вот призвание, которому посвятил своё творчество Иван Алексеевич Бунин.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.