Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Семиоэстетический анализ рассказа Гумилёва «Лесной дьявол» 1 часть (Литература XX века)

Фабула

В «Лесном Дьяволе» Гумилёва при подробном анализе можно выделить все четыре фазы сюжетного развертывания текста. В роли фазы обособления в новелле представлены краткое описание пейзажа и предыстория одного из героев — павиана и его проигранная борьба со змеей. Встреча павиана и девушки соответствует фазе партнерства, где у старого зверя появляется желание «владеть этой девушкой в красной одежде и услышать её мольбы». Лиминальная фаза представлена смертью павиана, когда яд «делал своё дело». Девушка, как один из главных героев, проходит испытание смертью благодаря её мольбам богине Истар, которая и помогла карфагенянке спастись от лап зверя. Поэтому здесь можно выделить четвертую фазу — фазу преображения. Но преображается не только сама девушка, избавляясь от обвинений и получая статус «невинной».

Сюжетостроение

В новелле сюжет концентрический, то есть все события разворачиваются вокруг одного конфликта, и всё подчинено причинно-следственным отношениям. Нулевым эпизодом можно считать половину первого абзаца, когда автор знакомит нас с местностью.

После экспозиционного нулевого эпизода следует первый эпизод, рассказывающий о самом павиане и о случившимся с ним. Автор описывает героя не развернуто, но достаточно, чтобы понять и представить его портрет. Само действие — это укус змеи, и решение павиана выйти к речному броду, чтобы спасти свою жизнь, найдя лечебную траву.

Второй эпизод — это само путешествие «Лесного Дьявола». Здесь мы лучше знакомимся с героем. Его грозный вид пугает всех жителей леса, «один раз даже запоздавшая пантера насторожилась и уже выгнула свою гибкую атласистую спину, но, увидев, с кем ей придется иметь дело, грациозно вспрыгнула на дерево и притворилась, что собирается спать».

Третий эпизод — это трудность, с которой пришлось встретиться павиану: путь к спасению был закрыт толпой людей и животных. Автор подробно описывает нескончаемый поток, как отряд за отрядом двигаются из глубины леса. Это показывает безвыходность ситуации, герою необходимо что-то срочно предпринять. И это решение плавно перетекает в кульминацию, следовательно, в четвертый эпизод.

В четвертом эпизоде им овладела ярость: он прыгнул и впился в шею лошади. Девушка, сидевшая на коне, упала и не найдя в себе сил убежать, прижалась к дереву. Павианом, после взгляда на неё, овладела звериная похоть, но из-за яда змеи в его теле, он упал «навзничь», павиан умер, а карфагеняне нашли около его тела девушку, лежавшую без сознания. Автор нашел выход для героя — нападение, но тут же усилил его «звериное» попыткой осквернения девушки.

С пятого эпизода начинается развязка, где девушку решили судить, чтобы её дыхание не оскорбило достоинство богини Истар, ведь карфагеняне думали, что зверь надругался над девушкой. Но казнь не состоялась, так как Ганнон оправдал девушку и сказал, что берет её в жёны. Это спасение карфагенянки, преображение.

Начало шестого эпизода отсылает нас к первому, показывая изменения в природе. День сменился ночью, звуки разных насекомых сменилось на рычание львов и хохот гиен. Веселый ветер и утреннее ликование превратились в «страшную африканскую ночь». Автор таким образом подводит нас к чему-то ужасному, что вот-вот должно произойти. В такой обстановке девушка направлялась к своему мужу в шатёр, но по дороге увидела голову павиана, напавшего на нее.

В последнем эпизоде невеста великого Ганнона дарит поцелуй мертвой голове зверя. Этот поцелуй забирает живую силу её любви. Мёртвая голова павиана — воплощение дьявола, мистического зла. Но девушка чувствует сожаление к этому злу и её «первый девственный порыв её души достался умершему из-за неё лесному дьяволу».

Композиция

Композиция новеллы «Лесной Дьявол» определена самим автором. Он разделил текст на три части, выделяющиеся по смыслу и представляющие собой естественную смену событий. Композиция представлена линейно, события изображены в хронологической последовательности.

Одной из особенностей композиции является почти полное отсутствие диалогов. Автор избегает речи персонажей, на протяжении почти всей новеллы мы можем увидеть реплики только несколько раз. Первый раз мы встречаемся с речью персонажа, когда испуганная девушка шептала, глядя на мертвого павиана: «Истар, Истар, это она помогла мне». Второй раз говорит жрец, оглашая обвинения, а ему отвечает Ганнон, защищая девушку. Третий и последний раз автор только показывает мысли девушки, направляющейся к своему мужу. Все характеристики о персонажах мы узнаем из описания.

В тексте прослеживается аукториальное повествование, при котором повествователь — в собственном значении этого слова — наделен авторским всеведением; он связан определенной позицией в времени и в пространстве, при наличии которого события открывается рассказчику или хроникеру лишь частично.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.