Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Изменились ли эти горожане внутренне? Анализ 12 главы «Мастер и Маргарита» Сеанс тёмной магии (Булгаков Михаил)

“Изменились ли эти горожане внутренне?” — такой вопрос задает профессор Воланд в одном из эпизодов романа “Мастер и Маргарита”. Действия разворачиваются в московском театре “Варьете”. На сцене находятся Воланд, представленный как высококлассный фокусник, с его свитой — Коровьевым и Бегемотом — а также конферансье Бенгальский. Напротив них – полный зал зрителей, ожидающих сеанса черной магии с разоблачением виртуозных техник. Важность этого эпизода раскрывается по мере того, как автор подводит к ответу на, впрочем, риторический вопрос мага.

Темная делегация, желающая узнать, изменились ли нравы москвичей за последние столетия, начинает шоу. Развитие событий начинается с “простенького” — с карточных фокусов с участием Коровьего и кота.

Но, конечно же, фокусы, демонстрируемые слугами темной стороны, не могли быть и в самом деле простыми. В театре вдруг начался “денежный дождь” и с потолка полетели червонцы. Воланд, расположившийся посреди сцены внимательно наблюдает за происходящим в зале. Ему действительно есть на что посмотреть: публика стала с остервенением ловить падающие бумажки, бороться за каждую из них. В зрителях волей-неволей проснулась жадность.

В ходе сеанса некий мужчина выкрикивает, что хорошим наказанием для конферансье будет "голову ему оторвать". Это свидетельство того, что люди легкомысленные и совершают поступки, нисколько не задумываясь об их последствиях. Описываемый момент показывает и то, что люди могут быть жестокими (более жестокими ли, чем сам сатана?), ведь публика насмехается над конферансье и аплодирует резким высказываниям Коровьева.

Кульминацией эпизода становится открытие дамского магазина, полного модной и элегантной одежды и дорогих аксессуаров из-за рубежа. Служанка Воланда, появившаяся в вечернем черном туалете начала соблазнительную речь, перечисляя ведущие модные дома, которые представлены на сцене, и завлекая женщин воспользоваться невиданной щедростью магической свиты. “И вот тут прорвало начисто” — начался ажиотаж среди советских женщин, которые не имели возможности носить платья от кутюр, пользоваться изысканным парфюмом и помадами. Здесь продемонстрирована человеческая алчность: в Варьете входили воспитанные, уравновешенные дамы, но в одночасье они позабыли о своих принципах и ринулись к сцене. Женщины забирали всё: не только действительно необходимые вещи, но и просто то, что могли унести. Заметно и тщеславие, которое просыпается в человеке, лишь только он овладевает чем-то лучшим, нежели другие: “Мерси, — надменно ответила брюнетка и пошла по трапу в партер”.

Финал сеанса происходит, когда дамы, примерившие на себя наряды, вышли на улицу. Вещи, которые они так яростно хотели унести с собой, растворились прямо на них. Включив свой роман сцену со смеющейся толпой мужчин, Булгаков высмеял поведение, пороки таких зрительниц.

При анализе данного эпизода становится ясно, что Воланд добился своей цели, увидел то, что и хотел. В ходе сеанса он увидел состояние нынешнего московского общества, лицезрел его недостатки. Занимая позицию наблюдателя, мастер искушений наблюдал за тем, как публика превращалась в толпу, которая, как и во все времена, жаждет лишь “хлеба и зрелищ”. Приведенный эпизод подводит к выводу о том, что такие человеческие пороки, как алчность, жестокость, легкомыслие, тщеславие — неизлечимые раны общества.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.