|
Полный анализ романа «Мастер и Маргарита» (Часть 1) (Булгаков Михаил)Мастер и Маргарита — один из наиболее известных романов Михаила Афанасьевича Булгакова. Произведение неоднократно экранизировали, в самых известных театрах мира и по сей день ставят спектакли по этому удивительному роману. Создание книги сопровождалось взлетами и падениями, на пути писателя появлялись все новые и новые трудности, главной из которых являлось, непосредственно, время, в которое роман был написан. Произведение создавалось на протяжении весьма длительного промежутка времени, задумка возникла у Булгакова еще в 1928-1929 годах. С тех пор «Мастер и Маргарита» претерпевал множество правок, изменений в сюжете, названии. В 1930 году Булгаков, как его собственный герой Мастер, разочаровался в книге, и, находясь под давлением общественности, сжег первоначальные рукописи, но, спустя два года, вновь принялся за начатое. Написание романа длилось вплоть до самой смерти писателя, позже за книгу взялась его жена Елена Сергеевна. Произведение было слишком прогрессивным, прямолинейным и откровенным, издательства отказывались его печатать. Лишь спустя три десятка лет после смерти Булгакова роман «Мастер и Маргарита» был опубликован в журнале «Москва». При этом он был сильно урезан из-за цензуры. В первозданном же виде произведение вышло в Германии в 1969 году, и, спустя четыре года, в России. Жанр произведения «Мастер и Маргарита» - роман. Его можно охарактеризовать как: фантастический, сатирический, социальный и философский. Безусловно его социальная направленность преобладает над другими, так как в первую очередь Булгаков намеревался описать жизнь двадцатых годов СССР — период завершения НЭПа. Москва в романе описывается повседневной, бытовой. В столице Воланд со своей свитой изучает нравы и жизнь обычных советских людей, которые, по замыслу коммунистических идеологов, должны представлять собой новый тип граждан, свободных от социальных болезней и недостатков, присущих людям классового общества. Философская направленность романа тесно связана с социальной. Автор сопоставляет античную эпоху и советскую действительность. Вечное противостояние прокуратора Иудеи Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, проповедника, перекликается с противостоянием Мастера, бедного писателя, и всесильного, могущественного советского режима. В философской составляющей романа Булгаков задается такими вечными вопросами, как «Что есть жизнь?», «Может ли один человек противостоять системе, целому обществу?» и тд. Все жители столицы описаны автором сатирически. Их жизни и характеры зло высмеиваются, как высмеивается и советский строй. С помощью этого Булгаков хотел донести до читателя, что все замыслы по созданию «идеального советского гражданина» так и не реализовались. Страна полна жуликов, мошенников, меркантильных, нечистых на руку людей. Сатира достигает своего пика в сцене с представлением Воланда, которая замечательно высмеивает все человеческие пороки и слабости. «Мастер и Маргарита» — это роман в романе, так как в одном произведении переплетаются два сюжета: главы из романа Мастера о Понтии Пилате и главы, в которых сам Мастер является главным героем. Благодаря такой необычной композиции сопоставляются два разных романа внутри одного. Таким образом Булгаков выражает свою философию истории. Элементы фантастики позволяют автору полнее раскрыть идейный замысел произведения. В произведении присутствует три основные сюжетные линии: Линия Понтия Пилата и Иешуа, Мастера и Маргариты, Воланда со свитой. Таким образом на протяжении всего романа раскрываются параллельно друг с другом три конфликта: философский (противостояние Понтия Пилата и Иешуа), любовный (отношения Мастера и Маргариты) и сатирический (похождения Воланда и его свиты). В конце романа все сюжетные линии переплетаются в одной точке — вечности, где встречаются Мастер и его герой Понтий Пилат. В романе можно выделить несколько основных тем, тесно связанных с его жанровым своеобразием: тема любви, социально-философская тема, тема угнетения и сатиры над современным автору обществом. Главная проблема романа — проблема взаимоотношения человека и власти, раскрывающаяся через противоборство Мастера и государства, Иешуа и Понтия Пилата. В произведении царит атмосфера страха, несправедливости к творческим людям, политических гонений тех лет. Угнетается писатель (Мастер) и нищий проповедник (Иешуа), что отсылает к жизни самого Булгакова и его соотечественников. Через отношения Мастера и Маргариты раскрывается тема любви. Она смягчает, разряжает напряженную, тоскливую историю бедного гонимого Мастера. Любовь в романе милосердна и сострадательна, как Маргарита. Героиня искренне любит Мастера, как любит всех людей: грешников на балу у Сатаны, критика Латунского, которого она пощадила, Понтия Пилата, чья душа так долго мучилась совестью. Ее превращение в ведьму не лишает Маргариту человеколюбия, доброты и справедливости. Тема сатиры над советским обществом красной нитью тянется через весь роман. Образы жителей столицы пропитаны гротеском и жестко высмеиваются писателем. Наиболее ярко эту тему раскрывают «гастроли» Воланда. Обезумевшая от материальных благ публика, падкие на деньги представители элиты, проделки Коровьева и Бегемота остро и четко описывают болезни современного писателю общества. Основная идея романа - «добро и зло». На протяжении всего произведения присутствует противоборство добра и зла, поиск ответа на извечный вопрос «Что есть добро, а что зло?». Булгаков как бы играет с чувствами читателя, выставляя Сатану в хорошем свете, а общество представляя, как абсолютное зло. Также автор хочет донести важную мысль о том, что человек по своей природе слаб, но он в силах противостоять своим слабостям, бороться за справедливость. Обновлено: Опубликовал(а): Екатерина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|