|
Вы здесь: Критика24.ру › Булгаков Михаил
Полный анализ романа «Мастер и Маргарита» Часть 2 (Булгаков Михаил)Роман Булгакова богат художественными образами. Все действующие лица так или иначе связаны общей нитью повествования. В произведении постоянно сопоставляется советская Москва и древний ершалаимский мир. Таким образом появляются так называемые персонажи-двойники. Среди них можно выделить: Понтия Пилата и Воланда (два всесильных обоих миров), Мастера и Иешуа (угнетаемые всесильными), Марка Крысобоя и Азазелло, Банга и Бегемота и других. Данная система образов на первый взгляд кажется сложной, но роман не ощущается разрозненным. Вся композиция, как и система образов, в произведении Булгакова целостная, что создается благодаря тем самым нитям, которые связывают прошлое, настоящее и будущее. Хоть роман и называется «Мастер и Маргарита», влюбленная пара является не единственными ключевыми персонажами произведения. В первой главе сюжет разворачивается вокруг пролетарского поэта Ивана Бездомного, написавшего по заказу редактора антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. Не оправившись после встречи с Воландом он попадет в клинику для душевнобольных, где Мастер открывает Ивану глаза на его творчество. Сам Мастер — бывший историк, написавший роман о Понтии Пилате, но, не выдержав давления со стороны общественности, он оказался в клинике для душевнобольных. Его музой и единомышленницей была Маргарита. Именно ее любовь помогала ему жить. Его возлюбленная, Маргарита, прекрасная, сострадательная женщина. Она вдохновляла Мастера и помогала ему на протяжении всего его нелегкого пути. Она идет на сделку с Сатаной, чтобы спасти любимого. Но Маргарита милосердна не только к Мастеру, человеколюбие и альтруизм женщины прослеживаются на протяжении всего романа. Самым неоднозначным персонажем романа является Воланд. Он, как воплощение вселенского зла, способен совершать милосердные, честные поступки. Он посещает столицу, чтобы изучить нравы ее жителей. Он вносит беспокойство и панику в жизнь москвичей. Из увиденного Воланд делает вывод, что люди с ходом истории не меняются, «квартирный вопрос только испортил их». В свиту Воланда входят: Фагот, которому Сатана доверяет самые ответственные поручения («маг, регент, чародей, переводчик или черт его знает кто»), жителям столицы представляется, как переводчик «иностранца-Воланда»; Азазелло — помощник Воланда с отталкивающей внешностью (торчащий клык и бельмо на глазу), которому поручаются все физические расправы; Бегемот, являющийся в образе огромного черного кота, который, по словам самого Сатаны, его шут. Также основными персонажами являются находящиеся в вечном противостоянии жестокий и властный прокуратор Понтий Пилат и философ-проповедник Иешуа Га-Ноцри. Они являются главными героями произведения Мастера. Пейзаж и портреты героев, как принято в романах, у Булгакова играют важную роль. На протяжении всего произведения описание окружения персонажей и погоды помогает передать их эмоциональное состояние и создать общую атмосферу происходящего. Также автор чередует урбанистическую советскую Москву и античные пейзажи Иудеи, сопоставляя таким образом два мира. Несмотря на обилие диалогов и монологов многочисленных персонажей, Булгаков позволяет себе авторские отступления, выражающиеся в кратких репликах, которые показывают авторское отношение к происходящему, причем оно совсем не мешает повествованию, наоборот, делает его более целостным. Для своего времени роман был настоящим откровением. Он прекрасно вобрал в себя атмосферу советской действительности двадцатых годов. Но, именно из-за его злободневности и прямоты, Булгаков, как и его персонаж Мастер, был осужден критиками и общественностью. И в наши дни «Мастер и Маргарита» остается актуальным, так как затрагивает извечные проблемы человечества. Именно этот роман принес писателю мировую известность. Можно без сомнения сказать, что «Мастер и Маргарита» — величайшее произведение русской литературы, коем оно остается и по сей день. Обновлено: Опубликовал(а): Мемолог Внимание! Спасибо за внимание.
|
|