|
17. Чем объяснить отсутствие в системе персонажей пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» «идеального» героя? (ЕГЭ по литературе)Антон Павлович Чехов приносит новаторство в свою пьесу «Вишнёвый сад», отклоняясь от традиций изображения четко отрицательных и положительных, главных и второстепенных героев. В произведении с такими персонажами очень сложно выделить «идеального». Образы Раневской и Гаева олицетворяют уходящую эпоху дворянства. Они застряли в прошлом и не могут отпустить вишневый сад, в котором прошла почти вся их жизнь. Раневская — добрая и чуткая женщина, оказывающая материальную помощь всем нуждающимся. Но этой щедростью скрывается ее неспособность рационально мыслить и понимать их ужасное положение. Несмотря на недостаток средств, она заказывает самые дорогие блюда в ресторанах и дает большие суммы в долг. А её брат Гаев представлен комически и даже доходит до того, что произносит монологи шкафу, участвует в «глухих» диалоги и ведет себя инфантильно: постоянно кладет «леденец в рот» и в зрелом возрасте слишком зависит от Фирса, который его опекает. Сочетание богатого внутреннего мира и доброты с легкомыслием у этих героев и является главной их проблемой. Они искренне хотят спасти свое имение, но не способны что-либо предпринять. Громкие обещания и восклицания Гаева: «Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! (Возбуждённо) Счастьем моим клянусь!» — оказываются пустой болтовней. Поэтому им только и остается только жить и смотреть, как постепенно рушится их жизнь, что не вызывает у читателя жалости. Противоположностью бездеятельных хозяев является предприниматель Лопахин, представитель «настоящего», который единственный во всем их окружении старался хоть как-то спасти их сад. Лопахин хорошо отображает тип «деятеля» — ему присущ характер истинного предпринимателя, который благодаря целеустремленности и трудолюбию смог из крепостных пробиться в купечество. Он искренне сочувствует Раневской и обладает «тонкой, нежной душой», но эта над ней берет верх предпринимательская жилка. Его пьянит возможность распоряжаться имением, где «отец и дед были рабами, где их не пускали даже на кухню». Без осознания всей ценности вишневого сада, Лопахин вырубает его, главный символ красоты и патриархальности старой России, который так дорог семейству Раневских. Поэтому образ Лопахина противоречив: у него происходит внутренний конфликт, в котором сталкиваются и нравственность, и порочная тяга к деньгам, из-за которых данного героя нельзя назвать идеальным. Автор не сочувствует ему, потому что считает, что вырубка сада — величайшая трагедия и делает финал пьесы таким трагичным: «Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно». Петя Трофимов и Аня казалось бы, должны быть передовыми людьми и вести Россию в будущее. И правда, идеи Трофимова заслуживают одобрения: его речи пронизаны надеждой на скорые перемены и светлое будущее: он критикует бездеятельности дворянства, их безнравственность и пустоту. И Аня, обладающая таким же нежным характером, как и у её матери, подвергается влиянию Пети и оставляет вишнёвый сад в прошлом. Стремления к изменениям России должны поощряться, но, делая Трофимова антиподом Лопахина, автор показывает обратную сторону интеллигенции 19 века. Эти два персонажа, не имеют конкретного плана по перестройке, и, в отличие от Ермолая, только и умеют, что болтать. Поэтому «вечный студент» и «облезлый барин» не может воплощать собой идеал «нового» человека и не вызывает восхищения, как и его последовательница. Таким образом, целью Чехова было создать произведение, в котором «всё так же сложно и так же вместе с тем просто как в жизни», поэтому «идеального» героя здесь не существует — все они одинаково одиноки, несчастны, и обладают множеством недостатков, как и все настоящие люди. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия Маркелова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|