|
17. Чем можно объяснить отсутствие в системе персонажей пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» «идеального» героя? (ЕГЭ по литературе)Комедия А. П. Чехова "Вишнёвый сад" трагична, не смотря на авторское жанровое определение, поэтому многие литературные критики спорно относятся к этому произведению. В нем соединена ирония и драматичность, поскольку время, которому посвящена пьеса также неоднозначно: дворянство умирало, а на смену ему приходил капитализм. А. П. Чехов в своей комедии объединил представителей умирающего сословия и нового класса, но в системе образов отсутствует "идеальный герой". Рассмотрим, как раскрывается приведенная тема в этом произведении. Одной из главных героинь является Любовь Раневская, судьба которой тесно переплетается с упадком дворянства. Она привыкла жить в богатстве и роскоши, ни в чем себе не отказывать"...Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая...". Любовь неспособна жить в новой для неё реальности, изменить своим привычкам. Её брат, Леонид Гаев, также является представителем дворянства. Он жил праздной жизнью за счет других, в его характере проявляется беспомощность, также он оказывается пародией на образованного дворянина, но на самом деле он ничтожен и жалок. Символом их жизни является вишнёвый сад, который пришлось продать за долги, а после покупки новый хозяин закончит его существование, как и закончится существование всего прошлого, то есть дворянского сословия. Из-за своей неспособности жить по-новому, эти персонажи не пытаются спасти то, что у них осталось, и погибают. Автор неоднозначно относится к этим героям: в его отношении к ним прослеживается ирония, но и чувствуется жалость. Сочувствует вызывает беспомощность персонажей перед реальностью, к которой они не готовы, так как они не наделены какими-либо положительными чертами. Поэтому представителей умирающего дворянского сословия невозможно назвать "идеальными" образами в системе героев пьесы. Также в произведении есть представитель нового капиталистического класса — Ермолай Лопахин, бывший крепостной Гаевых, который , на основе антитезы, является полной противоположностью дворянства. Он сумел выбиться из бедности и достичь материального благополучия без всякой посторонней помощи, трудолюбив, умен и энергичен. В конце пьесы сам выкупает вишнёвый сад на торгах: "...Вишнёвый сад теперь мой! Мой!..", что символизирует преимущество капитализма над умирающим дворянством. После этого он приказывает вырубить его, чтобы превратить в дачные участки, несмотря на то, что он так много значит для Раневской. Этот поступок выглядит бессердечно, словно насмешка над сентиментальностью "бывших хозяев жизни", раскрывая Лопахина с менее положительной стороны. Сам автор относится неоднозначно к Ермолаю Алексеевичу, поскольку с одной стороны, он трудолюбив и предприимчив, а с другой, бесчувствен, не способен понять ценность сада, которая на прямую связана и с его прошлым. Лопахин, после жизни в полной нищете, когда он смог из неё выбраться,руководствуется только личными интересами, а целью своей жизни он ставит исключительно накопление материального капитала, лишая свою жизнь духовности, такого героя также нельзя назвать "идеальным". В системе образов комедии А. П. Чехова "Вишнёвый сад" кроме представителей прошлого и настоящего присутствуют также герои будущего поколения — это "вечный студент", Петя Трофимов и дочь Любови Раневской, Аня. Они наполнены энтузиазмом и готовы к переменам. Петя много разговаривает с Аней Раневской о вишнёвом саде, символе уходящей эпохи и это коренным образом влияет на неё. Девушка поддерживает позицию "вечного студента" и готова к переменам в своей жизни, она хочет учиться, работать, добиваться всего самостоятельно: "Я подготовлюсь, выдержу экзамен в гимназии и потом буду работать". Даже вишнёвый сад не вызывает у неё былых чувств, любви, и Аня Раневская действительно готова покончить с прошлым. Однако автор и этих героев не считает "идеальными", поскольку их слова остаются без действия. Петя Трофимов не способен применить свои идеи в действительности, да и сам не может достичь своих жизненных целей, оставаясь "вечным студентом", также и Аня ничего не предпринимает.Поэтому представители будущего поколения, хотя и наделены положительными чертами и мыслями, не могут является "идеальными" образами в комедии. Таким образом, в пьесе А. П. Чехова отсутствует образ "идеального героя", потому что представители настоящего-прагматичны и циничны, разрушают прошлое, а будущее поколение неопределенно, бездейственно и нерешительно. Сам автор неоднозначно относился к эпохе, которой посвящено его произведение, поэтому он не выделяет кого-либо из персонажей, показывая достоинства и недостатки в каждом из них. Обновлено: Опубликовал(а): Sofia Shevtsova Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|