Какова роль окружения в формировании личности в подростковом возрасте? Именно эта проблема находится в центре внимания Ф. М. Достоевского.
Размышляя над данным вопросом, автор отмечает как складывались взаимоотношения героя текста с одноклассниками: он подвергался насмешкам и издевательствам со стороны сверстников. (предложения 4 и 8). Рассказчик говорит: "я возненавидел их тотчас и заключился ото всех в пугливую, уязвленную и непомерную гордость" На этом примере мы видим, как изменяется отношение к социуму под давлением окружающих человека факторов. Далее автор, чтобы показать к чему может привести отверженность от окружения, обращает наше внимание на то, как впоследствии герой старается сблизиться с другими людьми. Повествователь рассказывает нам о своем друге, которого он потерял из-за своего характера. "я уже был деспот в душе; я хотел неограниченно властвовать над его душой" и "я испугал его своей дружбой".
Оба примера находятся в причинно-следственной связи и помогают понять влияние окружающих людей на формирование личности.
Автор считает, что окружение играет значительную роль в формировании личностных качеств подростка.
Я согласна с мнением автора. Действительно, поведение подростка и его характер во многом определяются средой, в которой он находится. В обоснование своей позиции приведу пример из литературы.
В заключение хотелось бы сказать, что все лучшие социальные качества человек должен усваивать в детстве или в подростковом возрасте, иначе в будущем человек столкнется со многими трудностями.