|
Державин «Памятник». Философия. Поэты, обращающиеся к Горацию «К Мельпомене» (ЕГЭ по литературе)1) Философские темы стихотворения "Памятник"
Пожалуй, главные темы, которые Державин затрагивает в стихотворении «Памятник» - вечная обитель поэта в памяти народа и его высокое назначение («из безызвестности я тем известен стал, что первый я дерзнул... истину царям с улыбкой говорить»).
Залог бессмертия памяти творца автор видит в смысле, который должны нести его произведения, в дерзком провозглашении истины. Раскрыть главные идеи в стихотворении помогают другие, менее броские. Например, тема «памятника нерукотворного», который поэт сам себе «воздвиг» и который является символом вечного, нерушимого наследия, оставленного Державиным.
Также затрагивается тема смерти. Автор говорит о том, что, благодаря своему таланту «весь он не умрет», «часть его большая, от тлена убежав, по смерти станет жить». Речь идет о духе поэта, который навеки останется в его стихотворениях.
Связь с прошлым тоже не остается без внимания. Державин говорит о нерушимой связи с духом предков, исторической родиной русского поэта («доколь славянский род вселенна будет чтить...»).
И, конечно, тема Музы, венчающей чело свое «зарей бессмертия». Благодаря ей поэт создает свои творения, навеки оставляющий неизгладимый след в истории.
Таким образом, стихотворение «Памятник» затрагивает множество глубоких, философских тем.
2) Какие еще поэты обращались к произведению Горация "К Мельпомене"?
Державин был не единственным поэтом, взявшим за основу своего стихотворения произведение Горация «К Мельпомене», обращаясь к теме вечной памяти поэту.
Самым известным из них являлся Пушкин, заявивший «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». В основе и у Александра Сергеевича, и у Державина лежит одна и та же ода, одна и та же тема бессмертия поэта, но, все же, присутствуют и различия. Например, поэты причисляют себе разные заслуги. Так, Гораций говорил о стихотворном мастерстве с точки зрения поэтики. Державин же считал, что его заслуга - «что первый я дерзнул в забавном русском слове» «истину царям с улыбкой говорить», то есть, в истинности и ценности своих текстов. И, наконец, Пушкин говорил о более высоком и тонком, об оживлении черствых, эгоистичных душ: «что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я Свободу, и милость к падшим призывал».
Совсем другим является стихотворение Иосифа Бродского «Я памятник себе воздвиг иной». Даже в первых строках видно различие между ним и его предшественниками. Если Державин, Гораций, Пушкин, Ломоносов и другие говорили о высоком, о предназначении поэта, о бессмертии души, то Бродский, несомненно, перекликаясь со своими предшественниками, не говорит о вечной памяти и признании, а его стиль дышит иронией и простотой. Здесь речь о несогласии с окружающим его миром и строем советской власти, но, несмотря ни на что, поэт «облик свой не станет изменять», и поворачивается «ягодицами к морю полуправд», то есть, к жизни в несправедливое, лицемерное время. Но, несмотря на свою резкость и смелость, обращаясь к музе со словами «не вини меня за то», Бродский, как и поэты более раннего времени, не сомневается, что когда-то, даже, если при жизни его «низвергнут и снесут», «в стране большой» все равно будет стоять его «гипсовый бюст во дворе», увековечивая его талант и бессмертие наравне с памятниками предшественников.
Таким образом, многие поэты обращались к теме бессмертия поэта, и, хотя и по-разному сознавали свои заслуги, сходились в одном - память о поэтической славе будет вечна. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия Пащенко Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|